КАТАРСИС -- возвышение, очищение, оздоровление.. .
В античной философии и эстетике, термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия
на человека различных факторов.
В современном психоанализе, процесс уменьшения или снятия тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации и эмоциональной
разрядки.
В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований.
Трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая
сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души.
Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре, для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников.
В греческом религиозном врачевании КАТАРСИС -- освобождение тела от вредной материи, души -- от "скверны" и болезненных аффектов.
Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.) .
В традиционном понимании термин восходит к древнему ПИФАГОейству, которое рекомендовало музыку для очищения ДУШИ.
АРИСТОТЕЛЬ - отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом "безвредную радость".
У Аристотеля учение о КАТАРСИСЕ -- является уже скрытой полемикой против
Платона, отрицавшего социально-педагогическую полезность музыки, в частности трагедии. )
По учению Аристотеля, трагедия "при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (т. е. сострадания, страха и родственных им) аффектов"
Истолкование этих слов представляет значительные трудности, т. к.
АРИСТОТЕЛЬ -- не объясняет, как он понимает это "очищение", а греческое
выражение "катарсис аффектов" -- имеет двоякий смысл и может обозначать :
1) очищение аффектов от какой-либо скверны.
2) очищение души от аффектов, временное освобождение от них.
Однако системный анализ применения термина "катарсис души" у -- Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать
не в этическом смысле, как нравственное очищение аффектов.
Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и согласно учению Аристотеля, одной из задач ИСКУССТВА - является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, т. е. к разряжению, в результате которого аффекты - на время оказываются как бы удаленными из ДУШИ.

Emma Shapplin - Nothing Wrong
эмоциональная разгрузка;
мистическое очищение души от грязи чувственности, телесности;
одна из целей и одно из следствий трагедии
(по Аристотелю, цель трагедии -- совершать катарсис ДУШИ, "очищение страстей",
а именно "возбуждением сострадания и страха").- Очищение, которое уподобляется эстетическому удовлетворению, связано с работой воображения и созданием иллюзии.
В психоанализе оно интерпретируется как удовольствие, испытываемое во время спектакля человеком от своих собственных эмоций, передающихся от эмоций др. человека, и как удовольствие от ощущения части своего прошлого «Я» , которое принимает облик «Я» др. человека, обеспечивающий безопасность.
Пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей
(гнева, вожделения, страха, ревности и т. п. ) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой (т. н. этическая функция музыки - воздействие на "этос" - характер, эмоциональный настрой, образ поведения и т. п. - человека) .
Существовала легенда, что Пифагору удавалось с помощью музыки "очищать" людей не только от душевных, но и от телесных недугов.