Способность древесины резонировать, имеет очень важное значение в музыкальной промышленности при изготовлении дек музыкальных инструментов. Энергия, передаваемая деке струной, отчасти расходуется на трение внутри деки и по краям ее закрепления, отчасти излучается в виде звуковой энергии в окружающее пространство; эта последняя является полезной частью энергии
КОРОЛЕВА ЗВУКА - ЕЛЬ. Дерево с уникальными звуковыми характеристиками.
Широко используется в производстве гитар потому что, каркас из годовых колец имеет большую жесткость, что дает отличный верхний резонанс, а промежуток между ними заполнен мягкой древесиной, что дает низ. Это накладывание гармонических составляющих мягкой части дерева и его каркаса из годовых колец будут давать низкий рокочущий резонанс, что в сочетании с чистыми верхними гармониками дает этому дереву преимущество при выборе материала на верхнюю деку акустических инструментов и не только гитар.
Замечательные «музыкальные способности» еловой древесины человек подметил еще в глубокой древности. Старинный русский инструмент гусли мастера непременно выдалбливали из еловой колоды.
«В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает — скачет» . В загадке речь идет о старинном русском инструменте гудке — разновидности скрипки, который тоже выдалбливали из ели.
На создание скрипки идет дерево, специально отобранное и прошедшее сложную обработку: так называемая
резонансная ель Опытный специалист-бракер прямо на корню может отличить резонансную ель от обычной. Он знает, что резонансная ель растет чаще всего на северном склоне леса, где не очень печет солнце. Обращает он внимание и на землю, на которой растут ели. Земля под резонансной елью должна быть средней — не очень плодородной, но и не тощей. В таких довольно скромных условиях должна прожить резонансная ель примерно около ста лет. Да не кое-как прожить, а так, чтобы не погнула ствола и не сломала ветвей буря, не завелся под корой жук-короед, не появилась излишняя смолистость. Только после этого есть надежда, что будет петь еловая древесина в больших концертных залах.
Как доктор, выстукивает бракер каждое дерево молоточком. Обнаружив резонансную ель, он делает затес топором и маркирует дерево, чтобы знал лесоруб, какое дерево нужно рубить. Но бывает, что резонансные ели заготавливают на складах. На торцах отобранных бракером елей наносятся знаки: «р» — резонансная и «м» — музыкальная.
Французский исследователь XIX века Савар подсчитал скорость прохождения звука в еловой древесине. Оказалось, что она в 15 — 16 раз больше, чем скорость звука в воздухе.
Резонансную ель используют для верхней деки скрипки, душки и пружины; черное дерево (для грифа, колков, подбородника и др. ) ; остальные части делаются из волнистого клёна (явора) .
Ель незаменима также для резонирующих дек роялей, фортепьяно и огромного числа других музыкальных инструментов.
«Музыкальные способности» ели проявляются порой совсем неожиданно. Вдруг запоет еловая древесина в предметах, которые не имеют к музыке никакого отношения. Быть может, не случайно знаменитые вологодские кружева плетут чаще всего на легких еловых коклюшках. 10—12 пар коклюшек перебирает одновременно в руках кружевница. Соприкасаясь друг с другом, коклюшки издают мягкие негромкие звуки, напоминающие звуки ксилофона.
Так что же такое
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЕЛЬ? В ее дуплах селятся дикие пчелы. Древесина с воздушными порами. Такое дерево очень трудно найти. Это же ель без смолы! Жесткая древесина и очень легкая. Ее не обработать промышленным способом, только вручную. Страдивари нашел секрет, как соединить