Геннадий Донской
Гений
(54496)
13 лет назад
Роль устаревших и книжных слов, в публицистической и художественной речи
С развитием нашего общества, с изменением в области экономики, политики, науки, культуры изменяется и состав языка. Одни слова выходят из употребления, другие появляются для наименования новых понятий. Однако в художественных, исторических произведениях архаические слова сохраняются. Они необходимы для создания колорита эпохи. Их использование придает тексту или предложениям торжественный, возвышенный характер.
Например.
Что оно означает и зачем автор его употребил архаичное слово «манускрипт» ? Ответ прост: манускриптами назывались древние рукописи. Автор использует это слово для придания торжественности речи, создаёт ореол тайны.
Устаревшие слова говорят о том, что автор старается сохранить облик той эпохи, из которой изъято примененное слово.
Устаревшие слова позволили автору при минимуме словесных форм подтвердить свою мысль о внешнем сходстве. Употребление слова «кринолин» указывает на время, когда это слово было модным, когда дамы носили кринолиновые юбки.
Использование архаизмов, историзмов, книжных слов позволяет приблизить нашего современника к тому историческому времени, о котором ведется речь.
Чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова.
Архаизмы и книжные слова – важная часть лексики русского языка, без которой бы наша речь была бедной. Они служат для придания речи возвышенности звучания, создают исторический фон эпохи.
Если бы не было архаизмов и книжных слов, наша речь была бы безликой, лишенной выразительности и яркости.
Устаревшие слова лучше всего передают летопись прошлых лет.
Если говорить о роли устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи, то прежде всего необходимо понимать их роль и предназначение, знать причины, по которым происходит функциональное разграничение.
Устаревшие слова, относясь к пассивному запасу, уместны в художественной речи, особенно, если автор воссоздает картины далёкого исторического прошлого. Такие слова помогут читателю проникнуть в изображаемую эпоху, максимально представить быт, нравы людей, живущих в ней.
Употребляя устаревшие слова, писатели помогают сохранить культуру нации, её историю, самобытность и неповторимость.
Таким образом, в художественной и публицистической речи устаревшие слова иногда бывают необходимы. Они создают определённый колорит текста.
Какую роль играет книжная лексика в письменной и устной речи?
Книжная лексика – это слова, характерные прежде всего для письменной речи, присущие научным работам, официально-деловым документам, публицистике.
Книжные слова чаще всего не имеют дополнительной окрашенности (научный и официально-деловой стили) . Однако в книжной лексике выделяются слова высокие, придающие окраску важности, возвышенности или поэтичности тем понятиям, которые они обозначают. Если говорить о роли книжных слов в публицистической и художественной речи, то прежде всего необходимо понимать их роль и предназначение, знать причины употребления.
На первый взгляд книжная лексика затрудняет понимание текста, требует вдумчивого, осмысленного прочтения. Необходимо понять, с какой целью автор употребляет в тексте книжные слова? Чем это продиктовано?
Для текста публицистического стиля характерны интонация обращения к слушателям, эмоционально окрашенные слова, частицы, междометия, несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы, восклицания, повторы и т. д. Говоря об общественно значимых понятиях, явлениях, процессах, невозможно обойтись без употребления книжной лексики.
Присутствие рядом с книжными слов разговорных было бы стилистически немотивированным.
Книжная лексика, в том числе и публицистическая, выполняет определённые функции. Чтобы создавать тексты высокие, наполненные духовным, нравственным содержанием, необходимо употребление книжной лексики. Это придаёт речи особую выразительность, эмоциональность, патетичность.