Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Выражение "С кондачка" понятно (не обдуманный, не осмысленный) . А что такое "КОНДАЧОК".

BigSnake Ученик (172), закрыт 10 лет назад
Лучший ответ
Сhallenger Просветленный (48536) 10 лет назад
Выражение «с кондачка» - достаточно распространённое, и смысл его всем понятен: делать что-то не подумав, не разобравшись, не вникнув, т. е. легкомысленно, несерьёзно. В прежние времена этот фразеологизм означал ещё и бесцеремонность в поведении или обращении с кем-либо, но до наших дней эта трактовка не сохранилась.

А откуда взялось само выражение?

В. Даль считал, что оно произошло от слова «скандак, скандачок» , обозначающее «один из приёмов выступки народной мужской пляски: пяткой в землю, носком вверх» . И С. Максимов, признанный знаток русского быта и языка, в книге «Крылатые слова» пишет о том же: «По этому начальному вступительному приёму уже сразу видать сокола по полёту, который, несомненно, и расшевелит стариковские плечи, и потешит глаза товарищей и молодиц. Он сумеет за скандачком и ударить трепака, то есть пустить дробный топот обиеми ногами с мелким перебором» .

Убедительно? По-моему, и да, и нет. С одной стороны, это начало зажигательной пляски, «стартовая позиция» , вслед за которой может последовать импровизация, что отчасти созвучно выражению «с кондачка» . С другой - почему-то кажется, что речь идёт об умелых танцорах, да и произносится-пишется наше иносказание не «со скандачка» , а «с кондачка» .

Может, поищем другие версии?

В словаре Ушакова упоминается, что это слово «в терском говоре, по сообщению М. Караулова, - прыжок в воду через голову» . Тоже лихо, не правда ли? Такой кульбит требует мастерства и ловкости. Да и сам Ушаков высказывает сомнения, приводя эту точку зрения вместе с толкованием В. Даля и заявляет, что происхождение высказывания «с кондачка» неясно.

Давайте-ка обратимся к «Этимологическому словарю русского языка Фасмера» . Для специалистов он является одним из самых авторитетных изданий, а народу известен меньше по той причине, что автор его, российский гражданин Максимилиан Фасмер (1886-1962) узнал об Октябрьской революции, находясь в Финляндии, и решил не возвращаться в родной Петербург. Жил он в дальнейшем в Германии, и словарь написал на немецком языке, а на русский его перевёл, отредактировав, академик О. Н. Трубачёв.

Так вот, в словаре Фасмера можно прочитать, что «кондак - краткая песнь во славу Спасителя, Богородицы или святого» . Происхождение слова - греческое, от κόνταξ , означающего «гимн, повтор» , и κοντός , т. е. «палочка, жердь» . Эта палочка - жёрдочка для нас очень важна, потому что от неё произошло название пергаментного свитка с текстом песни, т. к. свиток на неё наматывался. А сборник кондаков назывался кондакарь.

Итак, мы на полпути к поставленной цели: понять корни происхождения расхожего выражения!

Словом «кондак» в православном богослужении стали обозначать особую группу церковных песнопений, сначала они были длинными, потом стали короткими: всего одна - две строфы в составе канона, посвященные определённому празднику или событию церковного календаря, обозначающие главную тему празднования. Это слово, кстати, присутствует и у Брокгауза с Ефроном, и у Даля, и у Ушакова, но не связывается с фразеологическим оборотом «с кондачка» .

Кондак входит в состав Литургии Часов по церковному Уставу, согласно которому день - это время с шести часов утра до шести вечера, а ночь, соответственно, с шести вечера до шести утра. Богослужебный первый час дня приходится на утренний седьмой по гражданскому исчислению суток, третий - на девятый, шестой - на полдень, девятый соответствует трём часам пополудни.

Почти в самом конце каждого из названных Часов располагается кондак. И если первому Часу предшествовала долгая Всенощная, священникам случалось просить для краткости начать чтение его «с кондачка» , тем более, что по церковным правилам Литургия Часов не входит в обязанности мирян, но Церковь всё же рекомендует им по возможности регулярно участвовать в этом богослужении.
Источник: ....
Остальные ответы
Jesus Christ Мастер (1298) 10 лет назад
Кондачок (кондак) - танец из древнегреческой комедии
SKYDIVER Просветленный (44679) 10 лет назад
Кондак - это многострофное церковное песнопение. Есть кондаки и короткие, в простонародье их называют "кондачок".

Церковный хор (клирос) начинает службу с возгласа АМИНЬ, далее поют кондак храму где проходит служба (кондачок) . Дело в том, что со стародавних времён и по сей день в церковном хоре служат люди пришлые - обыкновенные прихожане и не всё у них хорошо получается. Так вот, если от волнения или по недосмотру хор начинал петь кондачок пропустив возглас Аминь, то это считалось грубым нарушением и регент хора, а иногда и весь хор получал от настоятеля храма сего взыскание за легкомыслие. Тем более, что легкомысленный поступок был при всём честном народе, который в те времена неплохо разбирался в церковных службах - не в пример нынешнему.

Из регулярных церковных предстояний, народ вынес выражение "начать с кондачка" и стал применять его в отношении людей начинающих дело без должной подготовки - не с того конца.