Бомж Бруевич
Просветленный
(27242)
13 лет назад
Он имел в виду католическую церковь.. . :) Вернее, он таким образом выступал вообще против любых форм религиозного проявления, особенно фанатизма на этой почве.. . :)
кто-то из толпыВысший разум (125800)
13 лет назад
Вольтер был иудеем, жидомасоном Соответственно, ненавидел христиан и христианство,
а про свой иудаизм он такого не гоыорил. Боролся только с католиками.
batterianПросветленный (21737)
13 лет назад
Вольтер вообще-то не был атеистом. Более того - в некоторых своих работах он его критиковал:
"Атеизм и фанатизм - это два чудовища, пожирающих и раздирающих общество; но атеист в своём заблуждении сохраняет разум, подрезающий ему когти, а фанатик охвачен непрервывным безумием, которое эти когти точит".
— Философский словарь, статья "Атеист"
Варвара Шелковская
Просветленный
(22706)
13 лет назад
"Раздави гадину", "убей гадину" -- так в свое время призывал Вольтер. Этот призыв идет из древнего мира, из басни. Мужчина на дороге нашел замерзшую змейку, пожалел, положил ее за пазуху, чтобы отогреть, а та, отогревшись, ужалила его, и он умер.
Деизм (от лат. deus - бог) . Это религиозно-философское направление возникло в Англии в XVII веке, но получило особое распространение в Европе в следующем столетии. Термин "деизм" происходит от латинского слова Deus - Бог. Деизм признает Бога, но рассматривает Его лишь как Творца мира (и человека) и его законов. Бог полностью трансцендентен (от лат. transcendere - выходить за пределы чего-либо) человеку, т. е. абсолютно непостижим и недоступен ему. Деизм утверждает, что и со стороны Бога невозможны какие-либо Откровения, дарование помощи и средств спасения человеку, какой-либо промысл о нем.
Сотворенный мир, по деистическому воззрению, подобен совершенному часовому механизму, сделав который, мастер предоставил его самому себе. Человек поэтому абсолютно автономен. Для его не только телесной, но и духовной жизни не требуется никакого общения с Богом, не требуется ни молитв, ни богослужений, ни таинств и т. д. То есть религия со всеми ее догматами, заповедями и установлениями оказывается ненужной и даже бессмысленной. Излишней и вредной, естественно, является и Церковь.
Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель
и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя – Франсуа – Мари Аруэ, 1694 –
1778 гг.) . В историю общественной мысли он вошёл как страстный обличитель
католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия.
Вольтер энергично выступал против католической церкви, против злодеяний
духовенства, мракобесия и фанатизма. Он смело и настойчиво требовал отмены
несправедливых приговоров, вынесенных церковными судами, добиваясь
реабилитации невинно осужденных жертв церковного изуверства.
Вольтер рассматривал католическую церковь как главный тормоз всякого
прогресса. Он разоблачил и высмеивал догматы церкви, жалкую схоластику,
которую духовенство преподносило народу.
В своём отношении к католической церкви Вольтер был непримирим. Каждое
слово его было проникнуто боевым духом. В борьбе с католической церковью он
выдвинул лозунг «Раздавите гадину» , призывая всех сражаться с «чудовищем» ,
которое терзает Францию.
Католическое духовенство для Вольтера – это «фанатики и шарлатаны,
которые слишком святы, чтобы работать» . Религия, с точки зрения Вольтера, -
это грандиозный обман с корыстными целями, и христианство не составляет
исключения. Вольтер характеризует католичество как «сеть самых пошлых
обманов, сочинённых ловкими людьми» .
Вольтер разоблачает в своих произведениях суеверия, которыми наполнена
библия. Его язык становится язвительным и исполненным сарказма, гнева и
ненависти, когда он говорит о католической церкви и католической религии.
Вольтер считал, что все бедствия существующего общества происходят от
отсутствия просвещения, от невежества, которое поддерживается церковью. Он
призывал к борьбе за науку и прогресс, надеясь, что «союз королей и
философов» расчистит почву для развития человеческого общества.
Надо, однако, знать и помнить, что, относясь крайне враждебно к
католической церкви, к католицизму, мужественно сражаясь с ними, Вольтер
отнюдь не отвергает религию и религиозность как таковые. Крылатыми стали
его слова: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать» . Не
смотря на антиклерикальный настрой, он всё же учитывал значение религии как
средства удержания масс в повиновении и считал необходимым создание особой
рациональной религии в качестве узды для народа.
Вольтер – сторонник рационалистической религии. Он признавал бога как
некоторую первопричину мира (деизм) и считал, что это допущение не
противоречит научной мысли, научному исследованию.