Владимир Воронов
Мудрец
(11994)
14 лет назад
«Жандарм Европы» - так стали называть Россию Николая 1 в 1850-е после её участия в подавлении революций 1848 - 1849 в Европе, в частности, революции в Венгрии. Также это прозвище закрепилось и за самим императором. Большая роль России в подавлении революций, а также их отражение в собственно российской внутренней политике того времени, заставляет обратить пристальное внимание на фигуру инициатора этой «всеевропейской жандармерии» - Николая 1.
albert belkov
Оракул
(52919)
14 лет назад
Опа! Маркиз Астольф де Кюстин, по приглашению императора Николая I, посетил Россию в 1839 году. Книга «Россия в 1839 году» впервые издана в Париже в 1843 году. А. И. Герцен назвал её «самой занимательной и умной книгой, написанной о России иностранцем» [1]. По словам Герцена, «сочинение Кюстина побывало во всех руках» , образ России как «тюрьмы народов» , найденный автором, благодаря частому повторению и цитированию, вошёл в русский язык в качестве афоризма [1]. Русское издание (сокращенное) , увидело свет только в 1930 году, а полный перевод — в 1996 году [2] Николая I (имея в виду его статус «европейского жандарма» ) Астольф де Кюстин назвал «тюремщиком одной трети земного шара» . Автор книги говорил о равно незавидном положении всех народов, находящихся под властью российского императора, об отсутствии в России гражданского общества (и просто независимого общественного мнения) , способного противостоять воле монарха, который по своей необъятной власти почти равен азиатскому владыке. Астольф де Кюстин: «Сколь ни необъятна эта империя, она не что иное, как тюрьма, ключ от которой хранится у императора [2]» В. И. Ленин для выражения «тюрьма народов» сделал упор на угнетении нерусских народов в России (см. статью «К вопросу о национальной политике» [3])[4]. Он утверждал (период Первой мировой войны) : «Гнилая самодержавная Россия, эта извечная тюрьма народов просто обречена на поражение» [5].
Источник: Википедия
Андрей Витько
Знаток
(399)
14 лет назад
Потому что Россия подавляла буржуазные революции по всей Европе, рьяно отстаивая режим монархии с целью "не допустить революционной заразы" у себя дома, в России.