Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

100 книг, которые должен прочитать каждый. Кто составлял этот список, и зачем он висит в библиотеках?

Монморанси Мыслитель (9951), закрыт 13 лет назад
1. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1553).
2. Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–1615).
3. Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719).
4. Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726).
5. Аббат Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731).
6. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания молодого Вертера» (1774).
7. Лоренс Стерн. «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759—1767).
8. Шодерло де Лакло. «Опасные связи» (1782).
9. Маркиз де Сад. «120 дней Содома» (1785).
10. Ян Потоцкий. «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804).
11. Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).
12. Чарльз Мэтьюрин. «Мельмот-скиталец» (1820).
13. Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» (1831).
14. Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери» (1831).
15. Стендаль. «Красное и черное »(1830–1831).
16. Александр Пушкин. «Евгений Онегин» (1823–1833).
17. Альфред де Мюссе. «Исповедь сына века» (1836).
18. Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).
19. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени» (1840).
20. Николай Гоголь. «Мертвые души »(1842).
21. Александр Дюма. «Три мушкетера» (1844).
22. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (1846).
23. Герман Мелвилл. «Моби Дик» (1851).
24. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари» (1856).
25. Иван Гончаров. «Обломов» (1859).
26. Иван Тургенев. «Отцы и дети» (1862).
27. Майн Рид. «Всадник без головы» (1865).
28. Федор Достоевский. «Преступление и наказание» (1866).
29. Лев Толстой. «Война и мир» (1867–1869).
30. Федор Достоевский. «Идиот» (1868–1869).
31. Леопольд фон Захер-Мазох. «Венера в мехах» (1870).
32. Федор Достоевский. «Бесы» (1871–1872).
33.Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (1876)/«Приключения Гекльберри Финна» (1884).
34. Лев Толстой. «Анна Каренина» (1878).
35. Федор Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879–1880)
36. Михаил Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы» (1880–1883).
37. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1891)
38. Герберт Уэллс. «Машина времени» (1895).
39. Брэм Стокер. «Дракула» (1897).
40. Джек Лондон. «Морской волк »(1904)
41. Федор Сологуб. «Мелкий бес »(1905).
42. Андрей Белый. «Петербург» (1913–1914).
43. Густав Майринк. «Голем» (1914).
44. Евгений Замятин. «Мы» (1921).
45. Джеймс Джойс. «Улисс» (1922).
46. Илья Эренбург. «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922).
47. Ярослав Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921–1923).
48. Михаил Булгаков. «Белая гвардия» (1924).
49. Томас Манн. «Волшебная гора» (1924).
50. Франц Кафка. «Процесс» (1925).
51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Великий Гэтсби» (1925).
52. Александр Грин. «Бегущая по волнам» (1928).
53. Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев» (1928).
54. Андрей Платонов. «Чевенгур» (1927–1929).
55. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость» (1929).
56. Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие! » (1929).
57. Луи Фердинанд Селин. «Путешествие на край ночи» (1932).
58. Олдос Хаксли. «О, дивный новый мир» (1932).
59. Лао Шэ. «Записки о Кошачьем городе» (1933).
60. Генри Миллер. «Тропик Рака» (1934).
61. Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936).
62. Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» (1936).
63. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» (1936–1937).
64. Владимир Набоков. «Дар» (1938–1939).
65. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита» (1929–1940).
66. Михаил Шолохов. «Тихий Дон» (1927–1940).
67. Роберт Музиль. «Человек без свойств» (1930–1943).
68. Герман Гессе. «Игра в бисер» (1943).
69. Вениамин Каверин. «Два капитана» (1938–1944).
70. Борис Виан. «Пена дней» (1946).
Дополнен 13 лет назад
71. Томас Манн. «Доктор Фаустус» (1947).
72. Альбер Камю. «Чума» (1947).
73. Джордж Оруэлл. «1984» (1949).
74. Джером Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (1951).
75. Рей Бредбери. «451 по Фаренгейту» (1953).
76. Джон Р. Р. Толкин. «Властелин колец» (1954–1955).
77. Владимир Набоков. «Лолита» (1955; 1967, русская версия) .
78. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945–1955).
79. Джек Керуак. «На дороге» (1957).
80. Уильям Берроуз. «Голый завтрак» (1959).
81. Витольд Гомбрович. «Порнография» (1960).
82. Кобо Абэ. «Женщина в песках» (1962).
83. Хулио Кортасар. «Игра в классики» (1963).
84. Николай Носов. «Незнайка на Луне» (1964–1965).
85. Джон Фаулз. «Волхв» (1965).
86. Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества» (1967)
87. Филип К. Дик. «Снятся ли роботам электроовцы» (1968).
88. Юрий Мамлеев. «Шатуны» (1968).
89. Александр Солженицын. «В круге первом» (1968).
90. Курт Воннегут. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969).
91. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки» (1970).
92. Саша Соколов. «Школа для дураков» (1976).
93. Андрей Битов. «Пушкинский дом» (1971).
94. Эдуард Лимонов. «Это я – Эдичка» (1979).
95. Василий Аксенов. «Остров Крым» (1979).
96. Милан Кундера. «Невыносимая легкость бытия» (1984).
97. Владимир Войнович. «Москва 2042» (1987).
98. Владимир Сорокин. «Роман» (1994).
99. Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота» (1996).
100. Владимир Сорокин. «Голубое сало» (1999).
Лучший ответ
Возвышенная (на КВАмушке) натура Гений (75911) 13 лет назад
В наше время все дороги ведут в Интернет. Чего только не копипастят друг у дружки. Так стихотворные пёрлы Пугачёвой начинают приписывать Цветаевой, а "хулиганские пародии" на детские стихи - Маяковскому. Данный список удалось проследить до личного блога в Liveinternet, запись датирована 2008 г. и называется "100 романов, которые, потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру". Там автор (если это, конечно, его текст, а не опять - копия) приводит не только список, но и объяснение, почему то или иное произведение вошло в него. Например:

32. Федор Достоевский. Бесы (1871–1872).

О русских революционерах – атеистах и нигилистах – второй половины XIX века. Пророчество и предупреждение, которым, увы, не вняли. А кроме того, убийства, самоубийства, причуды любви и страсти.

33. Марк Твен. Приключения Тома Сойера (1876) / Приключения Гекльберри Финна (1884).

Роман из двух книг. Предтеча постмодернизма: одни и те же события показаны глазами двух мальчиков – помладше (Том) и постарше (Гек) .

34. Лев Толстой. Анна Каренина (1878).

Яростная любовная история, бунт замужней женщины, ее борьба и поражение. Под колесами поезда. Плачут даже воинствующие феминистки.

(...)

60. Генри Миллер. Тропик Рака (1934).

Стон и вой самца, тоска по городам и годам. Самое физиологически грубое стихотворение в прозе.

61. Максим Горький. Жизнь Клима Самгина (1925–1936).

Почти эпопея, политическая листовка, написанная почти стихами, агония интеллигенции начала века – актуальная и в конце его, и в середине.

62. Маргарет Митчелл. Унесенные ветром (1936).

Гармоничное сочетание женской прозы с эпической картиной американской жизни времен Гражданской войны Севера и Юга; вполне заслуженно стал бестселлером.

(...)

98. Владимир Сорокин. Роман (1994).

Книга прежде всего для писателей. Роман, герой «Романа» , приезжает в типично русскую деревню, где живет типично деревенской жизнью – все как в реалистических романах ХIХ века. Но финал – особый, сорокинский – символизирует конец традиционного романного мышления.

99. Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота (1996).

Буддийский триллер, мистический боевик о двух эпохах (1918 год и 1990-е) . Которая из эпох настоящая – неизвестно, да и не важно. Острое чувство жизни в разных измерениях, сдобренное фирменной иронией. Иногда даже захватывает дух. Страшно и весело.

100. Владимир Сорокин. Голубое сало (1999).
Самый скандальный роман этого автора. Бурный сюжет, водоворот событий. Завораживающая игра с языком – как в симфонии. Китаизированная Россия будущего, Сталин и Гитлер в прошлом и много еще чего. А в целом, когда дочитаешь, пробивает до слез.

Сразу скажу, что многое мне в этом списке кажется надуманным, и лично я не стала бы добавлять "самый скандальный роман" какого-то Сорокина (да простят меня его поклонники) , если в списке нет одного из самых влиятельных (и достаточно скандальных в своё время) авторов - Д. Лоуренса и его "Любовника леди Чаттерлей". С интересом жду появление добровольца, способного доказать, что Сорокин сумел повлиять на кого бы то ни было в мировой культуре. Впрочем, очень долго думала бы, добавлять ли в список даже Лоуренса, если бы мне нужно было непременно отобрать 100 наиболее значительных произведений всех времён.

Говоря же вообще, подобные списки складываются как бы естественно из произведений, оказавших в своё время сильное влияние на современников и проверенных временем. Когда-то было академическое издание - многотомная библиотека всемирной литературы. Даже при всём идеологическом прессе, под которым в неё были внесены (или забыты) некоторые сочинения, этот список кажется мне наиболее полно отражающим необходимый для культурного человека багаж с древности до начала ХХ в.
Остальные ответы
Ella Kuznetsova Высший разум (116752) 13 лет назад
Таких списков множество, кто составил именно этот, не знаю. В нем много замечательных книг, есть и не очень стоющие, некоторых я не знаю.
Ни один список не считайте обязательным для себя. Например, если в детстве Вы не прочли «Незнайку на Луне» , то зачем он Вам сейчас!
Я думаю, в данном случае библиотекари просто облегчают себе работу: вместо индивидуальной рекомендации согласно вкусу и возрасту читателя, все получают стандартный список, - разбирайтесь сами.
Go-blin Просветленный (33253) 13 лет назад
Это в районной библиотеке? Взрослой я надеюсь? Или.. . Или школьной? О_о
Список весьма я бы сказал эклектичный и вряд ли найдется много человек готовых прочитать все представленные в нем книги.
Похоже создавался от балды )
А по поводу Незнайки на Луне, то сейчас он читается весьма-а-а-а актуально ) особенно после первого марта )))
Сергей Смолицкий Искусственный Интеллект (238441) 13 лет назад
Адресовать оба вопроса нужно было работникам библиотеки, и только им. Потому что кто же здесь Вам ответит - КТО и ЗАЧЕМ?
Мы можем только поделиться своими соображениями. Зачем - понятно: чтобы читатели, стоящие в очереди к библиотекарю, занялись бы делом - читали список. Чтобы хоть как-то ориентировать тех, кто мало сведущ в литературе. По количеству аналогичных вопросов, задаваемых здесь - "Что посоветуете почитать из классики", или "Какие 100 (1, 10, 50 и т. д. ) книг должен, по вашему мнению, прочитать каждый" - люди, действительно нуждающиеся в подобной информации, есть, и их немало.
Если по сути самого списка - он очень субъективный. Но таким будет любой подобный список.
Принцип "по одной книге каждого автора", на мой взгляд, совершенно неправильный. Одних я бы посоветовал читать возможно полнее, других пропустил бы вовсе. Ну, например, прочитать "Двенадцать стульев" и не читать "Золотого теленка" - странно. "Евгений Онегин" - слов нет, величайшее произведение в русской литературе, но в данном списке он, если я не ошибся, ОДИН представляет всю мировую поэзию.
В любом случае, я не вижу в подобных списках ничего плохого. Анонсировали же певицу Валерию, как "Голос, который ждала вся Россия", хотя я, например ее совсем не ждал. Ну и что, в суд подавать, что ли?
Тиранозавр 4 Искусственный Интеллект (612318) 13 лет назад
Лично я согласен с известным высказыванием (увы забыл чьим) что по настоящему мыслящему индивиду достаточно прочесть 2-4 (максимум) книги чтобы сформировать своё мировоззрение --просто для того что бы выйти именно на них кому-то надо прочесть 100 а кому и 1000 книг
Источник: "чукча не читатель ---чукча писатель"(шютка)
Vera Anatolievna Ученик (167) 7 лет назад
Библия -это самая важная книга!
Илья КирилловПрофи (896) 7 лет назад
Только, если ты верующий
Катерина ПаучокУченик (171) 7 лет назад
я атеист. И читать её не собираюсь
Катерина Паучок Ученик (171) 7 лет назад
Таких списков тысячи и их создаёт каждый, кому не лень
Гуру ошибок Просветленный (27219) 3 года назад
22. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (1846).
на очень взрослого читателя
Похожие вопросы