Анализ ахматовой не с теми я кто бросил землю
Стихотворение "Не с теми я, кто бросил землю… " написано в марте 1922. Уже первые строки наводят на размышления. Они наполнены патетикой. Вначале непонятно какую позицию занимает поэтесса. Либо ей жаль, что она не эмигрировала вместе с другими писателями и поэтами за границу, либо не приемлет тех людей, кто бросил нашу страну в годы ужаса и потрясений, и разграничивает себя с ними, разделив тем самым все общество на два клана: истинных патриотов и лжепатриотов. Вторая строка разъясняет смысл первой, показывает, что действительно Ахматовой чужды лжепатриоты, она их попросту не приемлет. Поэтесса не понимает всей лести, которую несут псевдопатриоты. Ей кажется, что они не достойны жить в России и черпать ее природные и духовные богатства: живописную природу, народный фольклор. Ахматова дает свою оценку происходящего. Ее переполняют чувства горечи и боли за родную землю, в ее душе есть жалость, ей жаль этих изгнанников, она сравнивает их с заключенными, больными. Здесь смысловая нагрузка изгнанники души те, кто прогнали свою любовь к Родине из своей «душонки» , поэтому и предали родную страну. Однако, я считаю, что нельзя так критично относиться к этим изгнанникам. Они в какой-то мере не виноваты – их вынудила ситуация, сложившаяся в России. Как бы не было жаль поэтессе изгнанников, она не предвещает им ничего хорошего, их дальнейшая судьба не определена. Пусть даже человек и живет за границей, все равно истинного счастья здесь он не обретет, так все чужое - "полынью пахнет хлеб чужой".
Между тем ритм стихотворения резко меняется, подобно тому, как спокойно течет река и неожиданно на ее пути встречается обрыв или воронка - начинается водоворот.
Ахматова показывает, каким должен быть истинный патриот. Смысловой центр смещен к концу стихотворения. В последних строках заключен вывод и напоминание людям о том, что с годами мы черствеем по отношению не только к Родине, но и друг к другу.
Не менее интересен замысел и с точки зрения композиционного построения. В основе лежит ямбическое стихосложение. Внутри каждой строфы не трудно заметить точную перекрестную рифмовку. На этом принципе и положено построение всех четырех строф: каждая следующая противопоставлена по идейной нагрузке предыдущей. Гневный, тяжелый ритм сменяется более эластичным тональным, затем вновь возвращается в фазу громогласного, оценочного. Только с помощью чередования мужской и женской рифмы это удается сделать поэтессе.
Однако, если быть точнее, то женская рифма немного преобладает над мужской, что делает стих напевным с музыкально-акустической точки зрения. Еще одна особенность, встречающаяся в стихосложении, - между ударениями неодинаковое количество слогов, что создает особую морально-психологическую нагрузку.
Интересна и аллитерация. Для примера рассмотрим первую строфу:
Не с теми я, кто б [р] осил зе [м] [л] ю
На [р] асте [р] зание вра [г] а [м] .
И [х] [г] [р] убой [л] ести я не вне [м] [л] ю
И [м] песен я свои [х] не да [м] .
Как видно, употреблены в основном рычащий звук [р] , [г] , создающий некий гам, и сонорные, мягкие [м] и [л] , смягчающие накалившуюся обстановку. Аллитерация показала, что уже в первой строфе поэтесса подготавливает слушателя (рассматривая с точки зрения слухового восприятия) к снисхождению и жалости, развитые во второй строфе. В следующей строфе преобладают жужжащие звуки [ж] , [з] и глуховатый [х] , которые хоть и звучат чуть помягче, но не снимают напряженной ситуации. Их подхватывают звуки третьей строфы [ж] и [х] , а [з] перестает звенеть. Слушатель временно отдыхает от него, чтобы потом, в четвертой строфе, услышать новый звон и набат [з] :
[з] наешь, по [з] дний, бессле [з] ней.
В средствах художественного изображения Ахматова использует эпитеты, сравнения, инверсии. В употреблении эпитетов поэтесса очень сдержанна, и к ним можно отнести прилагательные "грубой", "чужой", "глухой". То есть назначение эпитетов в стихотворении - нести что-то противоестественное добру и счастью.