Вольдемарас Меренок-Рубинчик
Искусственный Интеллект
(124013)
16 лет назад
Феодальная республика! Общими признаками республиканской формы правления являются:
. существование единоличного и коллегиального глав государства;
. выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
. осуществление власти не по собственному праву, а по воле народа;
. юридическая ответственность главы государства;
. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
. преимущественная защита интересов граждан государства;
. взаимная ответственность личности и государства.
Выделяются следующие разновидности республиканской формыгосударственного правления:
Афинская демократическая республика (V-IVвв. до н. э. )
Основными органами Афинского государства являлись:
. народное собрание;
. Совет пятисот;
. гелиэя.
Народное собрание - верховный орган Афин, компетенция которого былаобширной:
. принятие законов;
. избрание и проверка деятельности должностных лиц;
. решение вопросов войны и мира;
. издание постановлений частного характера.
Совет пятисот представлял собой контрольно-исполнительный орган, вфункции которого входило:
. обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания;
. решение проблем управления (финансы, флот, торговля, дипломатические отношения) ;
Гелиэя была высшим судебным органом, к компетенции которого, помимодел о преступлениях и злоупотреблениях, относились:
. право отвергать законопроекты, принятые народным собранием;
. контрольные функции.
Таким образом, властные полномочия народного собрания направлялись
Советом пятисот и контролировались гелиэей, что указывает на наличиеуже тогда определенной системы сдержек и противовесов. В структуре
Афинской республики просматриваются также элементы будущего разделениявластей. Кроме того, следует отметить ряд демократических принципов, накоторых там строилось республиканское правление:
. выборность;
. срочность полномочий;
. коллегиальность;
. подотчетность;
. возмездность за исполнение государственных функций.
Спартанская аристократическая республика (V-IV вв. до н. э. )
Спарта в отличие от Афин, возглавлявших демократическую частьнаселения полисов, объединяла вокруг себя в основном ихаристократическую часть. Государственный строй рабовладельческой Спартысформировался в результате преобразования военной демократии вгосударственную организацию, сохранившую некоторые черты родоплеменнойорганизации власти и вклюлчавшую в себя следующие основные органы:
. монархи;
. народное собрание;
. совет старейшин.
Во главе государства стояли два царя, обладавшие ограниченной инепрочной, хотя и считавшейся пожизненной властью:
. являлись военачальниками;
. осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины;
. ведали делами культа.
Народное собрание в силу существовавшей в нем процедуры играломеньшую, чем в Афинах, роль, но все же преуменьшать ее не следует. Онозанималось:
. принятием законов;
. избранием должностных лиц;
. решением вопросов войны и мира, союза с другим государством;
. определением порядка наследования должности царя.
Совет старейшин обладал следующими полномочиями:
. рассмотрение вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания;
. мог воспрепятствовать решению народного собрания, покинув его;
. участие в переговорах с другими государствами;
. рассмотрение уголовных дел и государственных преступлений.
Римская аристократическая республика (V-II вв. до н. э. )
Важнейшими государственными органами Римской республики являлись:
. народные собрания;
. сенат;
. магистратура.
В компетенцию народных собраний в основном входило:
. принятие законов;
. избрание должностных лиц (консулов, преторов, цензоров) ;
. объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Избираемые народными собраниями цензоры составляли спис