Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоVK ComboВсе проекты

Какое точное значение слова "нелицеприятный"..

мила петрова Ученик (122), закрыт 11 лет назад
Лучший ответ
Kmv96 Профи (582) 11 лет назад
Не только языковеды, но и рядовые читатели и слушатели отмечают погрешность в употреблении слов и выражений. Так, авторы статей, дикторы радио и телевидения неправильно употребляют слово нелицеприятный в значении “неприятный” (нелицеприятный поступок; нелицеприятное явление (дело) и др.) .
Слово нелицеприятный имеет положительное значение - “объективный”, “беспристрастный”, “справедливый”.
В гнездо родственных слов с положительным значением входят существительное нелицеприятность, наречие нелицеприятно и устаревшее слово нелицеприятие. Они соотносительны с устаревшими словами без частицы не: лицеприятный, лицеприятность, лицеприятно, лицеприятие “пристрастное отношение к кому-либо”, “предпочтение одного лица другому”. Эти слова с отрицательным значением устарели.
Слова нелицеприятный, нелицеприятно хорошо звучат в художественных произведениях, письмах и мемуарах русских писателей.
- Могу Вас уверить, что я дорожу Вашим мнением, оно всегда искренно и нелицеприятно (И. Тургенев. Письмо М. А. Малютиной) .
- Этот судья справедливый, нелицеприятный человек.
- Я прочту его (роман) и скажу Вам нелицеприятно, насколько эта рецензия правильная (А. Фадеев. Письмо Г. Д. Шолохову-Синявскому) .
Прилагательное неприятный “не нравящийся своими качествами, свойствами” - слово иного смыслового поля - с отрицательной семантикой.
- От старого Никифора шел неприятный селедочный запах (А. Чехов. В сарае) .
- Лавочник был очень неприятный парень.. . (М. Горький. В людях) .
Слово неприятный может иметь и значение “вызывающий чувство недовольства, огорчения, неловкости”.
- Наша встреча сначала была холодна, неприятна, натянута (А. Герцен. Былое и думы) .
Авторам статей и дикторам, допускающим погрешности в употреблении рассмотренных имен прилагательных, следует учитывать, что в сочетаниях нелицеприятный критик (судья) , нелицеприятное мнение (суждение) и неприятный запах, неприятный человек разные по значению слова.
Остальные ответы
LSC Профи (626) 11 лет назад
НЕЛИЦЕПРИЯТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. Книжн.
Беспристрастный, справедливый. Н-ая критика. Н. отзыв. Н-ое мнение. < Нелицеприятно, нареч. Н. отозваться об авторе. Он судил всегда н.
Источник: Большой толковый словарь
Не перестаю удивляться Мыслитель (8958) 11 лет назад
Слово нелицеприятный имеет положительное значение - “объективный”, “беспристрастный”, “справедливый”.
В гнездо родственных слов с положительным значением входят существительное нелицеприятность, наречие нелицеприятно и устаревшее слово нелицеприятие.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
http://www.onlinedics.ru/slovar/ushakov/n/nelitseprijatnyj.html
http://lingvo-ru.livejournal.com/7280.html
Наталья Павлова Знаток (384) 2 года назад
Вероятно пишется отдельно