Русь именуется "святою" и не потому, что в ней "нет" греха и порока; или что в ней "все" люди - святые.. .Нет.
Но потому, что в ней живет глубокая, никогда не истощающаяся, а по греховности людской и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизиться к ней, душевно преклониться перед ней, художественно отождествиться с ней, стать хотя бы слабым отблеском её... -и для этого оставить земное и обыденное, царство заботы и мелочей и уйти в богомолье.
И в этой жажде праведности человек прав и свят при всей своей обыденной греховности.
Только немногие, совсем немногие люди на земле могут стать праведными, до глубины переродиться, целостно преобразиться. Остальные могут лишь отдаленно приближаться к этому. И когда мы говорим о святой "Святой Руси", то не для того, чтобы закрыть себе глаза на эти пределы человеческого естества и наивно и горделиво идеализировать свой народ; но для того, чтобы утвердить, что рядом с окаянной Русью (и даже в той же самой душе! ) всегда стояла Святая Русь, молитвенно домогавшаяся ко Господу, достигавшая Его лицезрения - то в совершении совершенных дел, то в слёзном покаянии, то в "томлении духовной жажды" (Пушкин) , то в молитвенном богомолии. И Россия жила, росла и цвела потому, что Святая Русь вела несвятую Русь, обуздывала и учила окаянную Русь, воспитывала в людях те качества и доблести, которые были необходимы для создания Великой, Имперской России.
И так дошло до тех пор, пока окаянная Нерусь не развязала наши несвятые силы, наши грешные, бурные страсти и не отстранила временно -да, конечно, временно, - Святую Русь от учения и водительства. А когда Святая Русь была мученически отстранена от водительства и окаянная Нерусь водворилась у руля, тогда Святая Русь ушла в новое, таинственное богомолье душевных и лесных пещер, вослед за уведшим её Сергием Преподобным.
Источник:
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=3...