юрий дидык
Высший разум
(107267)
14 лет назад
объясняется предоставлением так называемых дешeвыx (или «удобных» , «подставных» ) флагов. Их называют также флагами открытой регистрации.
«Удобный» флаг – это национальный флаг какой-либо небольшой, как правило, страны, под которым ходит судно, зарегистрированное в ней, хотя его владельцем является гражданин другой страны. Это флаг страны, которая за умеренную плату заносит в свой реестр суда, принадлежащие собственникам из любых стран. «Удобный» флаг удобен государству, которое его предоставляет: оно без больших затруднений получает доход в виде платы за регистрацию и иные услуги.
Первой ввела льготный режим приписки судов в 1925 г. Панама. Ее примеру в 1948 г. последовала Либерия, а позднее и многие другие страны. Признанными странами удобного флага являются Антигуа и Барбуды, Багамы, Белиз, Бермуды, Кайманы, острова Кука, Кипр, Гибралтар, Гондурас, Ливан, Либерия, Мальта, Маршалловы острова, Маврикий, Нидерландские Антильские острова, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Шри Ланка, Тувалу и Вануату.
Ряд государств сделал регистрацию судов под своими флагами «национальным бизнесом» . Во второй половине XX века регистрация судов под «удобными» флагами приобрела обвальный характер. К 1998 г. торговый флот большинства экономически развитых стран мира в значительной степени (40-80%) был зарегистрирован под «удобными» флагами. Среди шести ведущих флагов в мировом морском флоте пять мест принадлежало «удобным» флагам. Всего под удобными флагами было зарегистрировано свыше половины общего тоннажа мирового торгового флота. Десять основных реестров «удобного» флага сосредоточили половину общего дедвейта мирового флота, причём только два регистра (Панамы и Либерии) – треть этого тоннажа, а ещё три регистра (Багамских о-вов, Мальты и Кипра) – 15 %.
К 2004 г. в странах «удобного флага» было зарегистрировано уже около трех четвертей мирового торгового флота (по тоннажу) . Промышленно развитые страны основную часть контролируемого ими флота эксплуатировали под «удобными» флагами.
Преимущества «удобного» флага
Государства, предоставляющие «удобный» флаг, обещают судовладельцам самые льготные условия: быструю, упрощенную и дешевую регистрацию, низкие налоговые ставки, небольшие регистрационные сборы, минимум формальностей и крайне короткий срок регистрации и проведения любых операций по реестру. Срок регистрации (как временной, так и постоянной) судна под удобным флагом занимает всего несколько дней. Еще меньше времени уходит на регистрацию каких-либо сделок (залог судна, передача в бербоут-чартер и пр. ) с судном в реестре флага.
Режим «удобного» флага гарантирует судовладельцам-нерезидентам возможность быстрой и беспрепятственной перерегистрации в морском реестре другой страны, а также возможность параллельной регистрации судов. Он гарантирует судовладельцам регистрацию иностранных судов как в самой стране «удобного» флага, так и в ее зарубежных консульствах, на временной и постоянной основе.
Регистрация судна под «удобным» флагом дает преимущества судовладельцу как при коммерческой эксплуатации судна, так и при совершении сделок по обременению и/или отчуждению (продаже, передаче) судна.
Для судовладельцев основной довод в пользу перевода судов под «удобный» флаг – возможность избегать высокого налогообложения, принятого на родине, и более жестких требований соблюдения безопасности и обеспечения нормальных условий жизни командам на судах, которые существуют в крупных судоходных государствах. Местные власти обычно не настаивают на неукоснительном соблюдении судовладельцами всех норм местного и международного регулирования мореплавания.
Чтобы привлечь судовладельцев к переводу их судов под "удобный" флаг, власти государства флага обещают предоставлять таможенные льготы, эффективные банковские, юридические и бухгалтерские услуги, возможность безотлагательно связаться по любому вопросу с местом регистрации судна. «Удобный» флаг предоставляет судовладельцу возможность пользоваться инфраструктурой конкретной страны,