Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоVK ComboВсе проекты

Почему на куполах католических храмов можно часто встретить фигурку петуха ?

Dubrava Мастер (1734), закрыт 11 лет назад
Лучший ответ
анатолий розет Высший разум (108713) 11 лет назад
Известно, что Петр трижды отрекся от Учителя еще до того как пропели петухи.

Эпизод, упомянут в евангелиях Матфея (26:34) и Луки (22:61) о том, как Иисус на Тайной Вечере говорит своим ученикам, что не прокричит петух три раза, как один из вас отречется от меня.


И вот уже на куполе церкви сверкает "золотой петушок". Слово «Галликанту» в переводе с латыни означает крик петуха.
Обычай украшать указатель направления ветра фигурой петуха берет свое начало с IX века (для храмов в честь Святого Петра)
Кроме того. в XVIвеке на католических и протестантских храмах чаще всего устанавливали флюгера именно в виде символа бдительности – петуха. Известна даже папская булла XI века, предписывающая устанавливать на церковных башнях флюгера в виде петухов как символа суверенности
церкви. Старейший из «церковных петухов» был установлен в 820 году на одной из церквей Милана.



В английском языке флюгер имеет название "погодный петух" – "weather cock".


Флюгер – означает крыло (от голландского "vieugel")
Ставили их на самые высокие здания в городе, чтоб все могли видеть. А что было выше церковной колокольни? Так появилась традиция украшать шпили церквей флюгерами. Почему петушками? Ну, не делать же флюгер из креста. Из креста, надо сказать, при всей его значимости, флюгер никакой. А вот петушок с его распушенным хвостом очень хорошо поворачивался на ветру.
есть данные, что в X веке, когда о протестантах и слыхом не слыхивали, в Англии при восстановлении Винчестерского собора его мощная башня была увенчана медным петухом. В Венгрии одно время шпили лютеранских церквей украшала звезда, петушок был знаком кальвинистской церкви, католики же обозначали свои храмы христианским крестом. В Западной Германии наоборот, чтобы католические церкви отличались от лютеранских, на них устанавливались петушки. Похоже, петушок на спице – общехристианский символ, который напоминает не только об отречении Петра, но и о восходящем солнце, которое издавна символизировало воскрешение Христа и его второе пришествие
Остальные ответы
Ирина Фокус Мудрец (12073) 11 лет назад
это флюгеры, показывают направление ветра
maksim turchinskiy Профи (540) 11 лет назад
армани туда не поместился XDDDDDDDDDDD Axaxaxaxaxaxaxaxaxaxxa
Roman Romanov Мастер (1076) 11 лет назад
не обращал внимания ) интересно а фото есть ?? любопытненько
Мышь Белая Оракул (95754) 11 лет назад
Не замечала. У нас немало католических храмов. Их купола треугольной вытянутой формы и крестом на верхушке. Часто заходила в середину послушать орган и тоже ничего такого не видела.
Arthur Panarin Гуру (4221) 11 лет назад
считается что они отгоняют своим видом-криком всякую нечисть, подробнее о воздействии этой домашней птицы можно познакомится посмотрев например фильм "Вий"
Светлана Мыслитель (7886) 11 лет назад
Петух своим криком оставил след в христианской религии – «не успеет петух последний раз прокричать, как Петр трижды отречется от Христа» . По всей видимости, с этим связано, что именно петух стал символом апостола Петра, а затем уже и католической церкви. Начиная с IХ века по указу папы римского шпиль каждого церковного храма должно было венчать изображение этой птицы – эмблемы апостола Петра. По другой версии, петух на шпиле церковного храма служил напоминанием о том, что «церковь божья бдит над душами верующих».
al-ex-an-dr Мудрец (13036) 11 лет назад
Ответ в "Сказке о царе Салтане".
Светлана Суханова Просветленный (25486) 11 лет назад
До 5-го века петушок заменял крест, ибо он символизировал собой Христа. Потому и на лютеранских кирках вместо креста петушки сидят.

В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74—75; Мк 13, 35). Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух — посланец дьявола, искусившего Петра) . Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух поет поутру, напоминая не только об отречении Петра, но и о восходящем солнце, которое издавна воспринималось как символ Христа. Где-то есть легенда, что петух своим пением первым провозгласил рождение Христа; в особенности же петух и восходящее солнце ассоциируются с Его вторым пришествием (потому у нас и священник стоит лицом на восток - ad orientem; если месса служится, как раньше было положено, поутру - "не ранее, чем за час до восхода, и не позднее, чем за час до полудня" - то он как бы встречает грядущего Христа) . В народе бытовало поверье, что в этот день запоют все петухи - и живые, и те, что на шпилях. Я думаю, не обошлось тут и без общего архетипа с петухом Гуллинкамби (что значит "Золотой гребешок"), который, как верили древние скандинавы, своим криком разбудит эйнхериев, чтобы те вышли на помощь асам в последней битве - Рагнарёке.
Петух относится к орудиям страстей
В число орудий страстей входят: Cтолб. Бич. Рука. Терновый венец. Крест. Гвозди. Копье. Губка. Миска. Чаша. Одежды Иисуса и игральные кости. Петух. Лестница. Клещи. Миска с мирро. Плащаница. 30 серебренников. Могут быть в кошельке. Чаша. Фонарь со свечой .Меч, иногда с ухом.
Наталья Михайлова Ученик (99) 5 лет назад
Но почему именно петушки охраняют Ригу с высоты шпилей городских храмов? Тому есть несколько объяснений. Обычно говорят, что петухи над городом должны были служить символом искренности веры, набожности и духовной бдительности, что это символ дружелюбия и гостеприимства.
Наиболее распространенным объяснением является то, что петух на шпиле церковной башни напоминал верующим о том, как, согласно Евангелию, сказал Христос Петру во время тайной вечери: «Прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды».
Но если последнее справедливо, то как объяснить, что помимо северогерманских церквей обычай этот — помещать петушков на церковных шпилях — практически не встречается больше нигде? Или же Испания, Италия, Польша, Литва относятся к евангельским притчам с меньшим почтением, нежели регион Балтийского побережья?
На самом деле все объясняется гораздо проще, если мы вспомним о балтийских славянах — вендах, чьи земли были завоеваны германцами десять веков назад. Ещё до основания Риги в 11 веке, венды проживали на этом месте, потом они ушли в другое место, где появился впоследствии город Венден, сегодня Цесис.
Напоминанием именно о славянских традициях являются рижские петушки, сидящие на шпилях городских храмов, — исключительно северогерманский обычай, принесенный к нам немецкими переселенцами. Мало кто знает, что в основе его лежит поклонение славян Балтийского Поморья священному дереву, у которого они еще долго, даже после принятия христианства, приносили в жертву петухов. Ни северная скандинавская, ни общегерманская мифология не отмечают подобного ритуала.
В Бамберге в соборной сокровищнице хранится серебряная рука с реликвиями св. Витта и св. Адельгунды. Эта рука держит петуха - символ, имевший целью привлечь язычников-славян к почитанию реликвии, перед которой они падали ниц, обманутые видом священного для них петуха.
Люнебургские венды долго еще по принятии христианства приносили у священного дерева в жертву петухов. Многочисленные источники также сообщают о древнерусском поверье сжигать белого петуха у священного дерева.
Исключительно в славянском язычестве петух выделялся как особая, сакральная птица, отпугивающая всякую нечисть. Не случайно католические миссионеры старались привлекать вендских язычников видом священной для них птицы. Так и появились золотые петушки на церковных шпилях.
Источник: Игорь Гусев. История Риги в вопросах и ответах
Похожие вопросы