В танце на пуантах главное - апломб. Не тот, о котором вы подумали: апломб –
это балетный навык удерживать равновесие в разных позах, стоя на кончике пальца по два-три такта. Балерина проводит на пуантах большую часть своей профессиональной жизни. Две трехчасовые репетиции в день или разогрев, а затем идущий около трех часов спектакль, за который исполнительница главной партии "наматывает" по сцене до одиннадцати километров!
Нетрудно представить, сколько балетных травм получают артисты - стертых в кровь пяток и пальцев от новых неудачно выбранных пуантов, из-за чего артисты выбывают, случается, из строя на месяц или танцуют "со звездами в глазах". Зато пальцы танцовщиков становятся стальными: известен случай, когда человек, напавший на балерину Марию Тальони, получил от нее удар такой силы, что умер на месте.
- За двадцать лет работы на сцене стопа балерины деформируется: пуанты в этом случае можно сравнить со знаменитым орудием пытки "испанский сапожок", - считает заведующий травматолого-ортопедическим отделением горбольницы № 3 Эдуард Голубченко. - Ведь длительное стояние на носках в обуви без опоры для пятки открывает дверь плоскостопию, артрозу и больным суставам, а гипернагрузки - стойким отекам.
**************************************
Вот так выглядят, люди, в итоге
Балерины уставшие ноги, Все её заводные полёты
Развлекают и манят кого-то,
Но когда наступают антракты,
Появляются странные факты:
Кровь в пуантах, большие мозоли,
Нет плясуньи несчастнее доли.
И она, закусив губы, плачет,
В час, когда перед публикой скачет.
Прикрываясь кошелкой с цветами,
Балерина хромает местами,
Но потом, повинуясь злой воле,
Позабыв о натертой мозоли,
Из-за шторы на «бис» вылетает,
И опять свои ноги кромсает.
Пожалейте плясунью, мужчины,
В волдырях эти ножки- пружины…
Не зовите повторно на сцену,
Ведь не кровь, а ножи в её венах.