Художественная речь отличается от обычной тем, что в ней
используются особые обороты слов, которые украшают речь,
делают ее выразительнее, красивее.
Главное в понятии "выразительность" для художественной речи -
это способность художественного произведения (текста) оказывать
на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создать яркие
образы и поэтические картины.
ЭПИТЕТ является художественным, образным определением.
В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные (кроткий лик (С. Есенин) ; эти бедные селенья, эта скудная природа… (Ф. Тютчев) ; прозрачная дева (А. Блок) ; )
причастия ( край заброшенный (С. Есенин) ; исступленный дракон (А. Блок) ; взлет осиянный (М. Цветаева) ; )
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом:
Вот он, вождь без дружин (М. Цветаева) ;
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева) .
Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому
обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение:
деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения,
деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении
лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький
дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть
эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом:
Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А. Блок) .
В художественном произведении эпитет может выполнять различные
функции:
образно охарактеризовать предмет:
сияющие глаза, глаза-бриллианты;
создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник? " (А. Пушкин) ;
совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета) .
СРАВНЕНИЕ -
это художественный прием (троп) , при котором образ создается
посредством сравнения одного объекта с другим.
Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак:
сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными
союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными.
Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в
качестве тропа.
Примеры сравнений:
И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят.
(А. Ахматова)
"Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского
развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете
читать ее от начала до конца. "
(А. Чехов)
"И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая,
кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул
на середину круга, прогнул половицы… "
(В. Шукшин)
Сравнение также играет в тексте определенные роли:
иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение,
раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение
к нескольким явлениям.
Нередко произведение целиком строится на сравнении, как, например,
стихотворение В. Брюсова "Сонет к форме":
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
Источник:
https://otvet.mail.ru/question/84587243