На рисунке 1892 года "Отчаяние" Мунк сделал следующую запись: "Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу".
Впоследствии эти впечатления стали основой замысла полотна "Крик", которое Мунк написал в 1893 году, а потом повторил его несколько раз в гравюре.
«Крик» (норв. Skrik; 1893—1910) — группа картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком, изображающая исполненную отчаянием фигуру на фоне кроваво-красного неба. Пейзаж на фоне — вид Осло-Фьорда с холма Экеберг, в городе Осло, Норвегия. .
Мунк создал несколько версий «Крика» , а именно 4, используя разные техники. В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель. Норвежский Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна содержит в своей галерее вторую версию, выполненную маслом Четвёртая версия, выполненная пастелью, принадлежит норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену. Мунк также создал литографию (1895) этого произведения.
Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном, гнетущем мире. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями - пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль.
Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры двух мужчин. Стенерсен увидел в картине Мунка всепоглощающий страх слабого человека, парализованного ландшафтом, линии и краски которого сдвинулись, чтобы удушить его. Действительно, картина "Крик" является апогеем психологического обобщения. Живопись Мунка в этой картине достигла исключительной напряженности, а само полотно уподобляется пластической метафоре человеческого отчаяния и одиночества.
Графически вся печальная сущность экзистенциализма выражена блестящей работой Эдварда Мунка "Крик" 1893 года.
Существо на рисунке лишено пола. Лишено человеческой красоты. Оно одиноко. Сдавленное тисками всепоглощающего «крика» окружающего пространства, оно испускает в пустоту свой собственный крик – отчаяния. Существо на рисунке символизирует страдание. Страдание как cosa in se и страдание как результат столкновения человека с природой, или, говоря языком Иоганна Фихте, «Я» человека с «Не-Я» . Существо на рисунке - обезображенный криком израненной природы человек, чьё естество пропиталось невыносимыми страхом и болью.
Не то ли являет собой душа человека, исполненного противоречивых стремлений и тяги к всепознанию?
Итальянский антрополог Пьеро Маннуччи считает, что знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка на написание картины "Крик" вдохновила мумия инка, хранящаяся в музее естествознания во Флоренции. Напомним, что это полотно было недавно похищено из музея в Осло. Сходство между ним и перуанской мумией просто поразительное.
Есть ещё версии появления этой картины, они подробно описаны в ВИКИПЕДИИ, и, я думаю, вы с этим сами справитесь. Удачи!