Опять Зима
Высший разум
(842708)
7 лет назад
В симфонический оркестр литавры ввел во второй половине 17-го века композитор, дирижер и создатель национальной французской оперы Жан Батист Люлли (Jean-Baptiste Lully)(1632 — 1687).
В симфоническом оркестре, как правило, применяются два вида литавр — большая и малая. Изменяя степень натяжения мембраны на большой литавре, можно заставить ее издавать звуки хроматической гаммы от фа в большой октаве до до в малой октаве. Малая литавра может издавать звуки от си-бемоль в большой октаве до фа в малой октаве. Если оркестр большой, в них могут использоваться несколько литавр, настроенных по-разному. В опере Мейербера «Роберт-Дьявол», например, во втором действии звучат две большие в две малые литавры. В произведениях французского композитора Берлиоза используется еще большее количество литавр.
Литавры используются почти в любой кульминация классической симфонии. Такие кульминации, в которых участвуют литавры, производят впечатление разбушевавшейся стихии. В оратории Гайдна «Времена года» литавры изображают громовые раскаты. В Шестой симфонии Бетховена («Пасторальной») литавры «работают» в четвертой части, которая называется соответственно: «Гроза, буря». Постепенно усиливающийся звук литавр, завершается словами «Содрогнись, земля» в оратории «Христос на Масличной горе» того же Бетховена. В Девятой симфонии Шостаковича литавры имитируют орудийную канонаду. Чарующее впечатление производит искусственно заглушенный звук литавр в «Половецких плясках» в опере «Князь Игорь» А. Бородина.
http:// www. topauthor.ru/zachem_v_orkestre_litavri_e09a. html (пробелы надо убрать)