«Вырванный с мясом звонок»
Финальные строки одного из моих любимых стихотворений:
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Все ли знают, что такое черная лестница?
Каких дорогих гостей ждет поэт, надеюсь, догадываетесь?
Дверные цепочки, кажется, существуют и поныне.
А вот как можно звонок вырвать с мясом?
Кто читал об этом у меня же, я рада, но прошу: повремените. Очень хочется получить САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ответы, особенно интересно, что знает и думает об этом молодое поколение.
( Надеюсь, никого не одурачила пошлая переделка Аллы Пугачевой, к которой мои вопросы и страдания Мандельштама не имеют отношения) .
Хочу напомнить, что Мандельштам – акмеист, и для него (как и для Ахматовой) важны конкретные детали, – они не только символы, но и вполне «вещные» предметы. О них я и спрашиваю.
Это стихотворение, помимо его высоких художественных и идейных достоинств, - прямо пособие по эстетике акмеизма. Настолько смысл положен на основу вещественных деталей.
«Мертвецов голоса» - это не загробные завывания привидений, это толпа реальных знакомых и друзей с адресами и телефонами, исчезнувших в мясорубке террора.
«Дорогие гости» - не скелеты и вампиры, а реальные люди в форме или в штатском, приезжавшие на «черном вороне» , который тоже далек от мистического чудовища Э. По (впрочем, в этом стихотворении он и не упоминается, он в подтексте. )
Черная лестница – в дореволюционном доме могла быть чистой и светлой, это просто лестница для «черного люда» - прислуги, разносчиков товаров, угольщиков и др.
Мандельштам, выросший во вполне благополучной буржуазной семье, к 30 году чувствует себя бездомным изгоем, он живет «на птичьих правах» , «на черной лестнице» (возможно, в бывшей каморке для прислуги, примыкавшей к кухне) .
Парадная лестница, с которой после революции уже исчезли ковры и статуи (кое-где до сих пор сохранились остатки витражных окон) – все равно более пологая, удобная. И на дверях – электрический звонок. На дверях же черной лестницы часто оставался примитивный колокольчик с выведенной наружу веревочкой. «Дорогие гости» в своем гневном нетерпении запросто могли вырвать веревочку «с мясом» , особенно если жилец осторожничал, выглядывал сначала через цепочку.
Так, массой бытовых деталей, воспроизводится атмосфера всеобщего страха, когда люди не спали ночами, прислушиваясь, за кем нынче приехали…
Тожественно прекрасный и живой город дореволюционных стихов ОМ (Петербургские строфы, Адмиралтейство, Мороженно! Казино и др. ) превратился в ГОРОД МЕРТВЫХ.
Мандельштам - это даже не поэт, это эссенция поэзии. Его надо разводить в небольшом количестве тёплой воды 1 к 10-ти. Но поскольку я не специалист в приготовлении таких деликатесов, я могу только молча поклоняться его искусству и очень осторожненько потреблять.
Вот как я понимаю смыслы приведённого абзаца.
1) жить на черной лестнице - значит постоянно быть готовым к побегу. Поэт не хочет умирать, он хочет жить, пусть даже и скитаясь по чёрным лестницам и прочим ссылкам
2) вырванный с мясом звонок - это уничтожение имени и самого факта существования личности.
3) дверной звонок вырывался исполнителями власти с мясом, потому что не было необходимости его аккуратного удаления. До тех, кто не угодил режиму никому дела не было.
4) в висок звонок ударяет как бы случайно, что означает предчувствие гибели сначала кого-то из близких и друзей, но на самом деле поэт даёт понять: никто не застрахован от подобной беды. ЛЮБОМУ человеку может так СЛУЧАЙНО не повезти
5)кандалы дверных цепочек - все способы порядочных людей сохранить покой и справедливость в этой стране немедленно оборачиваются против них самих
и наконец, всё-таки вернёмся к нашим баранам) )
Как можно вырвать дверной звонок "с мясом"?
Да также, как и пуговицу! Это происходит либо по ошибке, либо с целью нанести заведомый вред человеку (из мести например), либо чтобы вызвать в нём ответную реакцию.
Поэтический язык ВСЕГДА отличается, и именно сутью символики. Символы и знаки берутся из самой заурядной действительности, но наделяются МАГИЕЙ СЛОВА. Поэту по плечу тоже, что и царю. Он способен повести за собой массы. Но в отличие от правителей, поэтам-волхвам подвластно и само ВРЕМЯ. "Скажи мне, кудесник, любимец богов, что станется в жизни со мною?, - говорят цари"...Поэты же отвечают: "Если можно, то пронеси мимо чашу сию"...Господи! прости мою душу грешную!
Элла, в первую очередь, песню Пугачевой "пошлой переделкой" я бы не называл, ведь тогда "протащить" Мандельштама, даже в таком виде было трудно, а не переделанную невозможно.
Тут уже объяснили к чему лестница, какие это гости это понятно, цепочки тоже, звонок с мясом.. . не претендуя на верное истолкование попробую высказать свою точку зрения:
"Мясо" вспоминается мне в прозе Мандельштама:
"Рояль — это умный и добрый комнатный зверь с волокнистым деревянным мясом,
золотыми жилами и всегда воспаленной костью. Мы берегли его от простуды, кормили легкими, как спаржа, сонатинами... "
"Египетская марка"
Не знаю имеет ли этот отрывок связь со стихотворением, но почему-то он мне вспомнился.
При всей моей любви к Мандельштаму, все-таки мне гораздо ближе символисты, если толковать образ с точки зрения символизма, то в стихотворении чувствуется физическая связь с этим городом, и оторвать от этого города можно тоже только физически " с мясом", но это толкование символистское и далекое от истины.
Если же образ конкретный и жизненный (а как иначе у акмеистов) , то тут можно выдвигать какие угодно предположения, вплоть до того, что звонки эти были какие-то необычные...
Итак, на всё отвечено. Кроме главного - вырванного с мясом звонка.
Думаю, все очень просто и конкретно. Что такое "вырвать с мясом" - понятно, объяснять не нужно. А звонок.. . Наверно, мало кто из отвечавших представляет его себе иначе, чем электрический, приводимый в действие кнопкой. Но ведь до этого звонки были самые что ни на есть механические. Их нужно было дергать за шнурок или цепочку, заканчивющуюся ручкой. В тридцатые такие еще во множестве могли оставаться в Ленинграде. Вот нетерпеливые "дорогие гости", пришедшие за хозяином или его соседями (жили-то в коммуналке) , требовательно дергали за звонок, пока не оборвали его с мясом. Но и в таком виде он продолжает болтаться на стене, ударяя живущего там человека (сидящего на ступенях? как еще жить на лестнице? ) в висок.
1) Черная лестница ведет во двор, а заодно в подвал и на чердак.
2) "гости это беда, тревога
3) это значит, что человеку вживили дверной звонок и вырвали его с мясом +))))
Трагичное время, когда люди от страха не могли спать по ночам: они нe знают, будут ли завтра живы. С замиранием сердца они прислушиваются к шагам за дверью, говорят вполголоса: ( Мандельштам возвращается в родной город, но не узнаёт его, на всём и на всех здесь надеты "кандалы"...
"Я на лестнице черной живу" - возможно, что здесь он образно сравнивает Ленинград с чёрной лестницей, где темно и к шагам на которой прислушивается весь город, а возможно говорит буквально. Я посмотрела в это время (конец 1930 — 01.1931 года) он жил по адресу: Доходный дом — 8-я линия, 31; Может быть как то с этим домом он проводит аналогию "черной лестницы".Ясно, каких гостей он ждёт, и что дорогие они ему только в кавычках: (
"Вырванный с мясом звонок"Я предполагаю, что в эту квартиру, за дверными цепочками которой жил Мандельштам, был сделан звонок и его попросили покинуть город, намекнув, что он здесь не нужен и жить ему спокойно в родном городе не разрешат... Так, как из сердца вырывают самое дорогое, так этот звонок был роковым... Ведь далее он напишет:
"В год тридцать первый от рожденья века
Я возвратился, нет – считай: насильно
Был возвращен в буддийскую Москву"