Павел Жуков
Знаток
(382)
13 лет назад
«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» не была первой скульптурой Дега, но сталаединственной, которую он представил на суд зрителей. Дега увлекся восковой скульптурой в конце 1860-х годов, и, конечно, часто изображал балерин. Егоинтересовала пластика человеческого тела. Часто он даже не дорабатывал свои скульптуры. Она служили своего рода этюдами, исследованием натуры. Сохранилось около семидесяти скульптур Дега, многие изних впоследиствиибыли вылиты в бронзе.
Но «Маленькаячетырнадцатилетняя танцовщица» стала произведением с совершенно иной художественной задачей. Появление этой работы должно было стать словом Дега в диалоге о будущем скульптуры. По сути, он обращается к популярным для того времени сюжетам – танцу и изображению подростков.
Моделью сталачетырнадцатилетняя ученица балетной школы Парижской Оперы Мэри ван Гётем. Девочка была одной из трех дочерей бедной семьи с Монмартра. Обе её сестры также занимались балетом. Перед тем, как приступить к лепке, Дега нарисовал семнадцать эскизов с разных позиций, сначала изобразив модель обнаженной, потом одев её.Статуя была вылепленаиз воска, который создавал видимость человеческой кожи, со всеми ее дефектами. Сегодня воск потемнел, но в 1881 году он, наверное, действительно выглядел как настоящая кожа. (Впрочем, выбор материала не казался тогда таким уж странным. Раскрашенный воск был в конце 19 века популярен среди скульпторов) . На ней парик из человеческих волос, покрытый воском. Корсет сшит из ткани, но тоже приглажен слоем воска. И, конечно, на маленькой танцовщице была настоящая пачка. Она как живая, но в то же время – искусственная. Любопытно, что Дега использовал необычный металлический каркас, как в других своих скульптурах. Внутри «Маленькойчетырнадцатилетней танцовщицы» - старые кисти.
Дега задумал экспонировать «Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу» в стеклянной витрине ещё в 1880 году на Салоне, но в последней момент решил изменить позу и размер, так что на открытии выставки зрители увидели лишь пустую витрину там, где должна быть скульптура. Невольно получилось высказывание в духе концептуализма, и ситуация подогрела интерес к работе. Наконец на выставке импрессионистов 1881 года Дега показал свою скульптуру. Она шокировала людей и вызвала в основном отрицательную оценку. Мне представляется, что Дега желал такой реакции. Это была провокация не в меньшей степени, чем искусство. Многим она напоминала восковой экспонат из анатомического музея, тем более в стеклянной витрине. В ней был вызов обществу не только в исполнении, но и в теме. Образ маленькой танцовщицы казался двусмысленным. Юные балерины в то время зачастую становились проститутками. Проводились даже специальные вечера, на которых присутствовали только респектабельные мужчины и молодые балерины. Существовавшие на грани нищеты девочки искали богатых покровителей. Известно, что Мэри ван Гётем впоследствии стала проституткой.
Образ девочкистоит на грани низменного и возвышенного, натуралистичного и искусственного ивызывает самые противоречивые чувства. Не просто малолетняя проститутка, а проститутка, танцующая в балете, не девочка, о воплощенный порок, причем порок в его грязном проявлении. Она не может не вызывать омерзение своим почти нечеловеческим, тупым выражением лица. И в то же время она печальна и прекрасна.