Пользователь удален
Высший разум
(166127)
13 лет назад
Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение. Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов готовой продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвуют несколько предприятий) . Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а многие детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть очень велико. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть (Центральная Россия, Поволжье) . Транспортный фактор — важный фактор размещения машиностроения.
Производство многих видов машиностроительной продукции требует больших затрат труда людей, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоемки приборостроение, производство ЭВМ и другие новейшие отрасли. Эти отрасли также требуют постоянного внедрения последних достижений науки, т. е. являются наукоемкими.
Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др. ) там, где имеется много квалифицированных рабочих и инженеров, есть научная база (крупные НИИ, КБ) . Поэтому другие важные факторы размещения отрасли — факторы трудовых ресурсов и науко-емкости.
Многие машиностроительные производства, особенно тяжелое машиностроение (производство оборудования для металлургии, горнодобывающей промышленности) , металлоемки, поэтому важным фактором их размещения является близость крупных металлургических предприятий.
Тяжелое машиностроение развито на Урале, юге Западной Сибири, т. е. в районах, где производится много металла.
Многие виды машиностроительной продукции нужны везде, но некоторые (например, льноуборочные комбайны, тракторы для вывоза леса) требуются только в отдельных регионах. При этом такие машины сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров, значит их выгоднее производить в районах потребления. Поэтому близость потребителя то-же влияет на размещение отрасли.