Построение (структура) текста
Куплет в рэпе состоит из четного количества строк. Как правило, в стандартном куплете их не менее 16 (но может быть и больше) . Писать куплет удобней всего в виде четверостиший, чаще называемых квадратами. Таким образом, стандартный куплет в 16 строк состоит из 4-х квадратов (четверостиший) .
Что касаемо припева - тут каких-либо жестких правил нет, т. к. он в большой степени «завязан» на минусе. Он может состоять хоть из одного слова, а может и вовсе отсутствовать. Однако в большинстве случаев, если припев есть, то состоит он либо из 4-х, либо из 8-ми строк.
Схемы рифмовок
Схема рифмовки – это порядок расположения рифм в тексте.
Основные схемы рифмовок в рэпе:
(1) Смежная - «ААBB»
Самая простая схема: рифмуются последние слова двух соседних строк. Им пользуются все рэперы без исключения (некоторые пользуются только им) .
Пробую на зуб каждый день, каждый момент (А)
Не смотря на то, что мир прочнее, верю в хэппи-энд (А)
Верю в то, что добро является высшей силой (В)
Верю, что когда умру, не зарастет травой могила. (В)
(Ант)
(2) Перекрестная - «АBАB»
Использование перекрестных рифм улучшает восприятие текста (читки) , делает его ярче и ритмичнее.
Чики-пау, мне не нужна расческа
Щетина, короткая прическа
(Jamal, Триагрутрика)
(3) Холостая - «АВСВ»
Первый и третий стих - не рифмуются. Частный случай перекрестной схемы.
Вытер с лица слезы (А)
Рукой насухо (В)
Подошел, окликнул (С)
На тебе, на сука (В)
(Нигатив)
(4) Кольцевая - «АBBА»
Эта схема рифмовки является более сложной по сравнению с двумя предыдущими, вследствие чего рэперы применяют ее крайне редко. А зря. Ведь использование кольцевой схемы придает тексту особую выразительность, подчеркивая при этом высокий уровень мастерства исполнителя (МС) .
Клин надо вышибать клином… вендетта
Дело к рассвету, палец на курке карабина
(придумал сам только что)
(5) Сплетенная (смешанная)
Это самая сложная схема рифмовки, успешно реализовать которую могут только настоящие мастера, каких в отечественном рэпе можно пересчитать по пальцам. Такая схема может иметь множество форм и вариаций, рифмуемые пары могут повторяться в стихе по два или даже по три раза. Определенных правил здесь нет – все на усмотрение автора.
Вот наглядный пример использования сплетенных рифм:
Вот со смугленькой Жанной Фриске
Я бы сожрал бы по кругленькой и догнался бы виски с колой,
И подошел бы к ней близко, к полуголой,
На маленькой яхте? В каком-нибудь море Карибском. .
(Guf – Сплетни)
Схема рифмовки данного четверостишия выглядит следующим образом:
…рифма С… рифма А
…рифма С… рифма А… Рифма В
…рифма А… рифма В
…рифма А
Как видите, четкой последовательности нет, но, звучат такие рифмы впечатляюще.
Текста, наполненные грамотными сплетенными рифмами, обладают каким-то магическим действием и надолго запоминаются слушателем.
Источник:
http://www.prorap-news.ru/2011/02/1_11.html