Алексей Б
Мыслитель
(7367)
13 лет назад
Внос мальчика в алтарь относится уже не к чину крещения и миропомазания, а к чину воцерковления, хотя в современной практики все совершаются в один день. Так жеперед крещением совершается еще один отдельный чин - наречения имени. Раньше мальчика в алтарь (южными вратами) вносил крестный отец в сопровождении священника, сейчас в алтарь с мальчиком входит только священник, кланяется с ним престолу, проносит с поклоном через горнее место и выносит через северные врата. Современная практика несколько отличается от описания соответствующих чинов в Требнике.
Таинство крещения состоит из нескольких частей. Перед его началом происходит оглашение – отречение от сатаны и сочетание с Христом. Потом священник освящает воду в купели – крестит, читает молитвы, дует на нее. Затем он помазывает лоб, грудь и плечи ребенка освященным елеем.
Елеем помазуется вода в купели, потом крещаемый ребенок. Елей – это символ исцеления и здравия и мира. Дальше ребенка раздевают и трижды погружают в воду: «Во имя Отца, сына и Святаго духа» .
Принимает из купели восприемник одного с ребенком пола. Остальные родители помогают ему вытереть и одеть ребенка. Крестильные рубашки могут быть с рисунком и вышивкой, но при этом цвет их всегда белый. При крещении этот цвет символизирует чистоту души и непорочность христианской жизни, поэтому крестильная рубашка еще называется ризою правды. Ее не используют в повседневности, а бережно хранят после крещения ребенка всю жизнь. В то же время на малыша надевается крестик. Девочкам покрывают голову платком или чепчиком.
После крещения ребенка совершается таинство Миропомазания. Оно, как и крещение, совершается только один раз в жизни. Божественная благодать передается при прочтении батюшкой специальной молитвы и крестообразном смазывании лба, глаз, губ, ушей, груди, рук и ног ребенка миром – особым ароматическим маслом, освященным патриархом.
Вслед за этим священник, крестные и ребенок трижды обходят вокруг купели по кругу в направлении против движения солнца. Вслед за шествием начинается чтение Апостола и Евангелия, и священник произносит специальную молитву – Ектению, начинающуюся со слов «Помилуй нас, Боже» .
После прочтения молитвы производится омовение ребенка и пострижение власов. Для омовения елея и мира используется губка, смоченная водой. Священник проводит ею по тем частям тела, на которые он наносил святое масло и миро. Переходит к пострижению. Первым делом срезает немного волос на затылке, затем с передней части головы, далее с правой и левой стороны. Все срезанное скатывается в шарик с воском и опускается в купель. На этом таинство заканчивается.
Как правило, в день крещение ребенка также совершается еще воцерковление – чин, прямая трактовка которого – дозволение новому члену общины входить в храм. Для мальчиков и девочек оно немного различается.
Священник берет младенца на руки в притворе храма и «рисует» им крестное знамение у входа в храм, на входе и перед царскими вратами. Крестные мужского пола в сопровождении священника заносят мальчиков в алтарь, кланяются с ними престолу, проносят через горнее место и подносят к иконе. Девочек в алтарь не заносят.
Воцерковление заканчивается молитвой и целованием креста. Родители совершают три земных поклона перед амвоном и священником и берут ребенка на руки. Если есть такая возможность, то в один день с крещением ребенка причащают.