Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Что такое система столбица и как ей пользоваться?

Vadim Babenko Знаток (440), на голосовании 12 лет назад
Голосование за лучший ответ
Завада Гений (88931) 12 лет назад
Болгарский метод музыкального воспитания «столбица» достаточно известен. Автор метода Б. Тричков указывает, что одна из целей его методики - «создать у учащихся тональное чувство мажорной классической гаммы, в частности до мажора» . Отдельный тон рассматривается им как «орган» со своим точно определенным местом и «постоянной функцией» , которая является его постоянным тональным качеством - его индивидуальным признаком, который должен превратиться в «психическое содержание» , то есть приобрести в восприятии и представлении абсолютное музыкальное качество.
Для этого используется ступеневый моноладотональный принцип. Первые три года обучение проводится в тональности до мажор. Следующая тональность, ля минор, появляется только в 4 классе. Первые два года осваиваются диатонические ступени натурального до-мажорного лада. Третий год обучения посвящен изучению альтерированных ступеней, в результате чего натуральный до мажор превращается в хроматический. В методике чрезвычайно подробно и полно описан порядок и способы усвоения каждой ступени. При этом отмечается, что «запоминание специфического звучания» каждой ступени достигается в процессе «длительности восприятия и многократности повторения» , так, что «ученики все лучше и лучше интонируют голосом изучаемую ступень, то есть <…> действуют <…> автоматически» . Автоматизированное действие есть интериоризованное подсознательное действие по восприятию и воспроизведению ладового качества каждого отдельного звука. Интериоризованное восприятие ладового качества отдельного звука и есть абсолютный слух.
Сам автор метода не использует термин «абсолютный слух» , а говорит о воспитании «тонального чувства» . Но чувство тональности и есть абсолютный слух. Б. М. Теплов показал, что «чувство тональности есть функция абсолютного слуха. Лица, имеющие абсолютный слух, действительно слышат тональности <…> Лица без абсолютного слуха никакого характера тональностей не слышат»
Похожие вопросы