
Какого происхождение названия озера Байкал?

Valentina Гений (65733), закрыт 13 лет назад
сколько приблизительно лет этому озеру?
Лучший ответ
Екатерина Сергеевна Высший разум (104051) 13 лет назад
Байкал - слово тюркоязычное, происходит от Бай-Куль, что значит богатое озеро (аналогично Иссык-Куль - теплое озеро, Кара-Куль - черное озеро) . Некоторые авторы полагают, что это слово происходит от монгольского Байгал - богатый огонь или Байгал- Далай - большое озеро (море) . Но эти гипотезы научно недостаточно обоснованны и широкого признания не получили. Народы, обитающие в Прибайкалье, вероятно, каждый по-своему именовали озеро: эвенки называли его Ламу, т, е, море, а буряты Байгал-Нуур - озеро Байкал. Но это скорее переводы на свой язык уже существовавшего названия. В литературе встречается также название Далай-Нур, тоже якобы относящееся к Байкалу. Но с таким названием есть озера - Далай-Нур в Северной Монголии и Далай-Нор в Китае, и в сущности оно может относиться к любому большому озеру. Исследователь Д. Стахеев (1895) считает, что это название могло произойти от китайского Бэй-Хай (или Пе-Хай) - северное море. На наш взгляд, это предположение также недостаточно обоснованно, так как оно может быть искаженным от Бий-Хем (большая вода) - так называют тувинцы Енисей в его верховье. В общем этот вопрос окончательно еще не решен и ждет своих исследователей. Э. Г. Лаксман (1769), И. Г. Георги (1775), одни из первых натуралистов попытавшихся узнать значение слова Байкал, а также А. Л. Шлецер (1769) привели только одно его толкование - небогатые воды (тюркское) .

Достоверных сведений об этом пока нет. Вероятно, название появилось со времени поселения в его окрестностях тюркоязычных племен. Народы, населявшие прилежащие к Байкалу территории, вели кочевой образ жизни и либо не имели письменности и письменных источников не оставили, либо их наскальные рунические надписи остаются пока непрочитанными. Упоминание в записках русского посла в Китае Никиты Яковлевича (Иоакинфа) Бичурина о том, что название Байкал встречается в одной из доисторических китайских летописей 11 в. до н. э. , надо полагать, не самое раннее. Оно найдено в записке китайского министра династии Суй-Гао Фаня о тюрках, живших в то же время в Прибайкалье: <<Со времени Сюань-Юань Хунь-юни много причиняли беспокойства нашим границам. Ныне они до самого Северного моря все сделались нашими <<вассалами>>. Под Северным морем (Бэй-Хай) , как полагают некоторые историки, китайские источники имеют в виду Байкал. Но ведь территория Китая омывается Южным морем, почему же ему противопоставляется Байкал, а не Северное море (Ледовитый океан) ? Археологические раскопки позволили установить, что в позднем неолите, а вероятно, и в бронзовом веке в Прибайкалье жили тюркоязычные народы - курыкане. Они владели рунической письменностью тюрков и енисейских кыргызов. Возможно, они первыми дали озеру название Байкал. Обитавшие в Прибайкалье эвенки дали название многим рекам, впадающим в Байкал, но слова Байкал в их языке нет, оно для них чужеродное. Словосочетание Байкал и Нуур свидетельствует о том, что Байкал уже имел свое имя, когда о нем узнали буряты, так как в самом словосочетании уже содержится сведение, что это озеро, и, следовательно, название пришло к ним из какого-то другого языка.

А что касается возраста Байкала, то точной даты нет. Уж очень давно это было.

По геологическим исследованиям - 20-25 млн. лет - время от начала образования Байкала. Современные очертания Байкал приобрел сравнительно недавно - может быть, несколько миллионов лет назад. По мнению некоторых геологов, начало формирования озера произошло в мезозойское время.
Остальные ответы
Сергей С Мыслитель (9143) 13 лет назад
Насколько помню географию - происхождение природное, не рукотворное.

Ну вот, ещё и паспорт покажи... Больше, чем мне - это точно.
Дарья Косырева Знаток (397) 4 года назад
Байкал - слово тюркоязычное, происходит от Бай-Куль, что значит богатое озеро (аналогично Иссык-Куль - теплое озеро, Кара-Куль - черное озеро) . Некоторые авторы полагают, что это слово происходит от монгольского Байгал - богатый огонь или Байгал- Далай - большое озеро (море) . Но эти гипотезы научно недостаточно обоснованны и широкого признания не получили. Народы, обитающие в Прибайкалье, вероятно, каждый по-своему именовали озеро: эвенки называли его Ламу, т, е, море, а буряты Байгал-Нуур - озеро Байкал. Но это скорее переводы на свой язык уже существовавшего названия. В литературе встречается также название Далай-Нур, тоже якобы относящееся к Байкалу. Но с таким названием есть озера - Далай-Нур в Северной Монголии и Далай-Нор в Китае, и в сущности оно может относиться к любому большому озеру. Исследователь Д. Стахеев (1895) считает, что это название могло произойти от китайского Бэй-Хай (или Пе-Хай) - северное море. На наш взгляд, это предположение также недостаточно обоснованно, так как оно может быть искаженным от Бий-Хем (большая вода) - так называют тувинцы Енисей в его верховье. В общем этот вопрос окончательно еще не решен и ждет своих исследователей. Э. Г. Лаксман (1769), И. Г. Георги (1775), одни из первых натуралистов попытавшихся узнать значение слова Байкал, а также А. Л. Шлецер (1769) привели только одно его толкование - небогатые воды (тюркское) .

Достоверных сведений об этом пока нет. Вероятно, название появилось со времени поселения в его окрестностях тюркоязычных племен. Народы, населявшие прилежащие к Байкалу территории, вели кочевой образ жизни и либо не имели письменности и письменных источников не оставили, либо их наскальные рунические надписи остаются пока непрочитанными. Упоминание в записках русского посла в Китае Никиты Яковлевича (Иоакинфа) Бичурина о том, что название Байкал встречается в одной из доисторических китайских летописей 11 в. до н. э. , надо полагать, не самое раннее. Оно найдено в записке китайского министра династии Суй-Гао Фаня о тюрках, живших в то же время в Прибайкалье: <<Со времени Сюань-Юань Хунь-юни много причиняли беспокойства нашим границам. Ныне они до самого Северного моря все сделались нашими <<вассалами>>. Под Северным морем (Бэй-Хай) , как полагают некоторые историки, китайские источники имеют в виду Байкал. Но ведь территория Китая омывается Южным морем, почему же ему противопоставляется Байкал, а не Северное море (Ледовитый океан) ? Археологические раскопки позволили установить, что в позднем неолите, а вероятно, и в бронзовом веке в Прибайкалье жили тюркоязычные народы - курыкане. Они владели рунической письменностью тюрков и енисейских кыргызов. Возможно, они первыми дали озеру название Байкал. Обитавшие в Прибайкалье эвенки дали название многим рекам, впадающим в Байкал, но слова Байкал в их языке нет, оно для них чужеродное. Словосочетание Байкал и Нуур свидетельствует о том, что Байкал уже имел свое имя, когда о нем узнали буряты, так как в самом словосочетании уже содержится сведение, что это озеро, и, следовательно, название пришло к ним из какого-то другого языка.

А что касается возраста Байкала, то точной даты нет. Уж очень давно это было.

По геологическим исследованиям - 20-25 млн. лет - время от начала образования Байкала. Современные очертания Байкал приобрел сравнительно недавно - может быть, несколько миллионов лет назад. По мнению некоторых геологов, начало формирования озера произошло в мезозойское время.
4
ali na Ученик (210) 4 года назад
тюркоязычное слово происходит от Бай-Куль, что значит богатое озеро вот и всё
фарид магомедов Ученик (111) 1 год назад
Байкал - слово тюркоязычное, происходит от Бай-Куль, что значит богатое озеро (аналогично Иссык-Куль - теплое озеро, Кара-Куль - черное озеро