Кама Сутрин
Просветленный
(42367)
13 лет назад
Очень даже прав Экклесиаст, выдав такое заключение о своих попытках «исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом» (1:13): ПОТОМУ ЧТО ВО МНОГОЙ МУДРОСТИ МНОГО ПЕЧАЛИ; И КТО УМНОЖАЕТ ПОЗНАНИЯ, УМНОЖАЕТ СКОРБЬ» (1:18).
Это у Свидетелей Иеговы учат слепому рабству и трактуют эти библейские стихи как призыв отказаться от любого учения помимо зубрежа и разжёвывания Библии именно под таким углом. И в таком случае я был бы согласен с уважаемым Ягрум Багрэ – загнул мудрый Соломон. Однако я смотрю иначе. И люди просвещённые, по моему мнению, не могут не соглашаться с Экклесиастом, подразумевая совсем иной смысл в этих словах. Давайте переварим основной смысл первой главы (извините, если моё мнение расходится с вашим) .
1. Прежде всего – это сопоставление масштабов. Мал очень человек перед громадой мироздания. Поэтому свои усилия надо сопоставлять с возможностями, иначе «что пользы человеку от всех трудов его» (1:3). И как ты ни бейся, а всё не уместишь в себя, невозможно это (1:8) – Козьма Прутков выдал это в шутливой фразе «Нельзя объять необъятное» , но в каждой шутке, мы знаем…
2. Не мы первые и не мы последние – иносказательно говорится в стихах 4-7, 9-10. Поэтому не надо изобретать велосипеды, не на это должна уходить наша жизнь. А то, чем заняты мы – «суета и томление духа» (1:14). Может, стоит иначе посмотреть на наше предназначение? И не «кривое делать прямым» (1:15), а, опять же таки, то, на что мы способны.
3. Каждый начинает изучать и осознавать мир по своему, поэтому нет смысла вталкивать свои знания потомкам, всё равно они сами захотят попробовать жить по своему разумению (1:11).
4. Но кто ж возбраняет пытаться, «исследовать и испытать» (вернёмся к п. 1)? Да никто ведь и не возбраняет. Вот Экклесиаст попытался, и никто его не остановил (как остановил Господь отца его Давида, не дав выстроить Храм) .
5. А что вышло из этой попытки? Ответ в стихе 17. Хорошо оставаться наивным ребёнком, а то и вовсе быть «блаженным» , как у нас говорят, - нет печалей. А когда познаёшь мудрость, то с этим непременно познаешь и «безумие и глупость» . И если ты действительно мудро сопоставишь все составляющие человеческого мира, то ты не сможешь не «томиться духом» - знаешь, а изменить что-то не можешь. Отсюда и «умножение скорби» .
Так что во всём прав Экклесиаст. Он ведь не убеждает, что не надо обретать мудрость. Он говорит, что даёт мудрость в итоге. А мудрость – это ведь не ум и не отсутствие глупости, вы, ребята, не путайте. Мудрость – это совсем иной уровень.
Кама СутринПросветленный (42367)
13 лет назад
Возьмите в пример Андрея Дмитриевича Сахарова. Его мощный ум помог создать водородную бомбу. И деятельный ум был отмечен тремя золотыми медалями героя труда. А мудрость подсказала: что ж вы делаете, сукины дети, взорвёте мир! И как была отмечена его мудрость? – гонениями, насмешками, затыканием рта. Увы, таковы печальные последствия мудрости. И -остановка сердца в самый разгар битвы за мудрость. Смерти никто не избежит, напоминает известное Экклесиаст, но воистину мудрого она застаёт в «томлении духа», увы.
кирилл раковПрофи (682)
8 лет назад
А мне всегда было смешно как можно трактовать фразу когда не знаешь когда кому и при каких обстоятельствах она была озвучена.
Ягрум Багрэ
Гуру
(4524)
13 лет назад
Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания умножает скорбь.
(Еккл. I, 18)
Екклесиаст. Жаль только, что он был не прав.
Mr. Perfectly FineОракул (63946)
13 лет назад
Это я очень и очень мягко скажу: дорастите до Екклезиаста. А то диву даюсь, сколько гордыни, уже и "многая мудрости" тут каждый второй сподобился...