Дрессировщик черепах. Картина Османа Хамди
Осман Хамди Бей
Осман Хамди родился в знатной турецкой семье. После начального школы в Бешикташе, он начинает изучать право сначала в Стамбуле, а затем в Париже. Но заинтересовавшись живописью, оставляет право, и начинает изучать изобразительное искусство. В течение девяти лет, он нарисовал картины, ярко отображающие реалии его современности. Осман Хамди женился на француженке, которая родила ему двоих дочерей. В 1869 он с семьёй вернулся в Стамбул.
Свидетельства очевидцев:)) )
"Эту самую известную турецкую картину мы увидели в форме обливных плиток в витрине магазина сувениров. В принципе, в Турции довольно трудно с ходу обнаружить сюжетную картину, включающую людей, поэтому мы заинтересовались и принялись выяснять у продавца, что тут к чему.
Как ни странно, история, поведанная продавцом, подтверждается источниками. В основе метафоры необходимость и сложность вестернизации тогдашней Турции, но и не только. Изображенный в алом одеянии дервиша автор держит дудочку (ney, суфийская флейта) , с помощью которой пытается воздействовать на обучаемых черепах. То песенку сыграет, то пихнет флейтой, как палкой. Но черепахи не понимают музыки, а панцирь их слишком толст, тычки их не дисциплинируют. Сколько черепаху ни учи, все в лес смотрит. Поистине, требуется суфийское терпение, чтобы продолжать учить черепаху нотной грамоте.
Ученик Жан-Леона Жерома, основатель стамбульского Археологического музея и Академии изящных искусств, Хамди-бей был сыном Великого визиря, дослужившегося до этой высокой позиции с нуля. Его отец был хиосским греком, осиротевшим в результате восстания 1821 года. Мальчик, усыновленный турецким генералом, достиг заоблачных карьерных высот, и будущий художник родился в Стамбуле, а праву обучался и на родине, и в Париже. В Париже законы ему опротивели, а изобразительное искусство -- напротив, и Турция получила своего главного художника, писавшего в стиле романтического ориентализма, как Жером.
Во Франции Хамди-бей выставлялся на Салоне, но три картины, представленные там, не сохранились. Может, в Париже Осман и увидел вот этот рисунок (1869 г.) , как будто бы выполненный по мотивам некой японской гравюры?
Остроумный сюжет Хамди-бей написал дважды, с перерывом в год. Есть подозрение, что под черепахами он подразумевал не каких-то абстрактных тугоплавких турок, а своих личных помощников, --теперь уже точно не скажешь. Очень хотелось найти источник притчи, но не удалось. В принципе, было бы довольно интересно, если бы стамбульский грек, учившийся в Париже, написал главную турецкую картину,
почерпнув ее сюжет из рисунка французского графика, иллюстрировавшего японскую притчу (которая наверняка была исходно китайской) . Черепахи (не знаю, какая картина из двух, хотя информация есть в сети) -- самое дорогое турецкое полотно, в 2006 году проданное на аукционе за 3,5 миллиона долларов Suna and Inan Kirac Foundation (турецким бизнесменам) .
http://seventh-veil.livejournal.com/3267.html