Биология 10 класс
Что изучают в курсе общей биологии ?
Основные методы биологических исследований ?
Какое отражение могут найти биологические знания в гуманитарных областях человеческой деятельности ? примеры!
в курсе общ биологии изучают цитологию (наука о клетке) , генетику с селекцией, эмбриологию, теорию эволюции, экологию, учение о биосфере
Основными методами в биологии являются:
описательный;
сравнительный;
исторический;
экспериментальный.
Для того, чтобы выяснить сущность явлений, необходимо прежде всего собрать фактический материал и описать его. Собирание и описание фактов были главным приемом исследования в ранний период развития биологии, который, однако, не утратил значения и в настоящее время.
Еще в XVIII в. получил распространение сравнительный метод, позволяющий путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей. На принципах этого метода была основана систематика и сделано одно из крупнейших обобщений - создана клеточная теория. Сравнительный метод перерос в исторический, но не потерял своего значения и сейчас.
Исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций. Утверждением в биологии исторического метода наука обязана Ч. Дарвину.
Экспериментальный метод исследования явлений природы связан с активным воздействием на них путем постановки опытов (экспериментов) в точно учитываемых условиях и путем изменения течения процессов в нужном исследователю направлении.
Этот метод позволяет изучать явления изолированно и добиваться повторяемости их при воспроизведении тех же условий. Эксперимент обеспечивает не только более глубокое, чем другие методы, проникновение в сущность явлений, но и непосредственное овладение ими.
Высшей формой эксперимента является моделирование изучаемых процессов.
Комплексное использование различных методов позволяет наиболее полно познать явления и объекты природы. Происходящее в настоящее время сближение биологии с химией, физикой, математикой и кибернетикой, использование их методов для решения биологических задач оказались весьма плодотворными.
биология имеет большое значение в гуманитарных областях - философии, социологии, психологии, педагогике
напр. , теория условных рефлексов Павлова, типы высшей нервной деятельности - для воспитательного процесса, процесса обучения школьников