evelina
Просветленный
(25508)
13 лет назад
Предложения в составе текста соединяются друг с другом по определённым законам для развёртывания мысли. Основными средствами, создающими смысловую и грамматическую цельность текста, являются единая тема, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов, ударение, тематическая лексика, повтор слов, однокоренные слова, местоимения, союзы и др. Смысловую цельность текста обеспечивает тема. Общая тема может объединять ряд более мелких подтем. Именно тема обусловливает некоторые синтаксические особенности текста. В тексте предложения могут быть связаны цепной или параллельной связью. Цепной называется последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Например: Все блага и радости жизни создаются трудом. Цепная связь предложений текста обусловлена чередованием данного и нового. Мысль автора развивается последовательно. То, что в первом предложении было новым, во втором становится данным, и т. д. Параллельной связью называется соподчинение второго, третьего и т. д. предложений первому. Первое предложение содержит тему, даёт как бы общий план картины, а все последующие предложения и по смыслу, и грамматически с ним связаны. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста. Например: За всю свою жизнь не припомню я такой осени. Усиливает смысловую и грамматическую связь частей текста лексический повтор (возможны разные формы повторяемых слов) . Например: Человек должен с детства, со школы, помнить, на какой земле он родился. Он должен помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землёй в мире, которую зовут Родиной. Как одно из средств связи частей текста используются однокоренные слова. Например: Он любил смех, но смеялся своим милым, заразительным смехом только тогда, когда кто-нибудь другой рассказывал что-нибудь смешное; сам же он говорил самые смешные вещи без малейшей улыбки. Важнейшим средством связи частей текста являются местоимения, позволяющие устранить неоправданный повтор слов. Например: Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через моря.. . Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. (Л. Толстой. ) В качестве средств связи частей текста используются союзы: Словом можно продать, и предать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить. В одном и том же тексте не всегда используются все средства связи, преобладание какого-либо одного или нескольких средств связи зависит от характера текста, от индивидуальных пристрастий автора и т. п. Наличие тематического предложения в абзаце важно как для пишущего, так и для читающего. Пишущему такое предложение позволяет определить тему абзаца и строго придерживаться ее развития в других предложениях абзаца, а читателю или слушателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.
Правильно построенный абзац должен удовлетворять следующим требованиям:
1.В абзаце должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, что необходимо для развития темы, намеченной в тематическом предложении, и не должно быть ни чего, что не относится к этой теме.
В художественной литературе тема абзаца может получить выражение не в одном, а в нескольких предложениях. Если в абзаце нет своего тематического предложения, то это значит, что он является материалом обеспечения темы или какого-нибудь положения, получивших отражение в предшествующей части текста.
2.Расположение предложений внутри абзаца должно быть продуманным. Для читателя должна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением абзаца, и каждое предложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.
3.Предложения внутри абзаца должны быть расположены таким образом, чтобы самое главное предложение было позиционно выделено и подчеркнуто. В этом смысле начало и конец абзаца в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль.
Абзац является единицей речи.
Аня Соловьева
Мастер
(1686)
13 лет назад
я думаю, такие же, как и предложений- лексические (использование одного и того же слова, предмета речи, или его синонимов, или местоимения вместо него) , аналогичные синтаксические конструкции (порядок определенных членов предложения) . вопрос в одном абзаце, ответ в другом.