
Какова этимология и значение словосочетания "лыко не вязать"?

Илья Антюхов Мастер (2098), закрыт 16 лет назад
Что значит "лыко"? Откуда? Почему его "не вяжут"?
Лучший ответ
Любопытная Гуру (2697) 16 лет назад
Лыко, - -волокнистое неокрепшее подкорье, молодой луб (от липы) - мочало, рогожа, лапти.
Из лыка плелись лапти - повседневная обувь русских крестьян. Каждый крестьянин должен был уметь плести лапти или хотя бы их ремонтировать. Сказать про человека, что он не вяжет лыка, означало, что он не в своем уме, либо пьян до такой степени, что не в состоянии справиться с несложным, повседневным занятием. Именно в этом последнем смысле и сейчас сохранилось это выражение.

Лапти, обувь из лыка, были верным признаком бедности, крестьянского происхождения. Поэтому "Не лыком шит" означало сначала: "Он не из простых", а потом стало означать: "Не такой уж он простак", "Себе на уме". Выражения же "горе лыковое" или "лыком, подпоясанное" являлись символом крайней нищеты.

Сказано Москали! лыком вязано, в лыках ходит, под лыком спит. - Данилевский. Мирович. Гр. Разумовский.

Лыка не вяжет - пьян, без языка

Жене моего прапрадеда не раз приходилось возвращаться с этих ассамблей (при Петре I) в состоянии "лыка не вяжущих" персон. - Н. Макаров. Воспоминания.

Обернулись - ан бригадир, весь пьяный, смотрит на них из окна и лыка не вяжет. - Салтыков. История одного города.

Уж мы оба, что называется, лыком не вяжем: товарищ просто глазами не видит, а я словно голову отсидел, одурел совсем. - Даль. Степнячок.

Лапти плесть - путать, делать неумело. Ему черт лыки дерет, а он лапти плетет.

Вы лапти плетете! - один из обычных комплиментов во время игры в винт.

Вы, ваше превосходительство, в карты лапти изволите плесть; где же это видано, чтоб с короля козырять, когда у меня туз один.. .-Салтыков. Губернские очерки.

И множество других выражений, в настоящее время менее распространенных:

Кричит, будто черт с него лыка дерет
Кликали черти с лыками - о незваном госте
На то, на что с липы лыка дерут - ответ на вопрос
Борода что помело, да ума ни лычка
Борода велика, а ума ни на лыко
Хоть лыком шит, да мылом мыт
И лычный, да не лишний
И лыком шит, да муж
Спутан из лычка, да набит ремешком
Хотя лыком шить, да начальники
Хоть лыком шит, да сосед
Хоть не стоит лыка, да ставь за велика
Возьмешь лычком, отдашь ремешком
Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком
Лыко с ремешком не вяжись; порвется
Лыком по парче не шьют
Хуже лапотного лыка
Лыка не вяжет — пьян без языка
Не всякое лыко в строку
Не все лыком, да в строку
Пропадай собака и с лыком, лишь бы не судиться!
С избы лык не надерешь
Пока лыки дерутся, пота и с детками в лес
Не запасшись лыком, ходишь в ошметках

http://subscribe.ru/archive/lit.review.dictionary/200705/25150421.html
Остальные ответы
Secret Искусственный Интеллект (899240) 16 лет назад
Лыко - внутренняя (лубяная) часть коры молодых лиственных деревьев, преимущественно липы. Используется для плетения корзин и других изделий; раньше из него плели лапти.
Про пьяного говорилось: не вяжет...
"Обернулась — ан бригадир, весь пьяный, смотрит на них из окна
и лыка не вяжет".
Не всяко лыко в строку "- это именно указание плетущему лапти,
потому что лапти должны были быть непромокаемы.
Анна Петрова Знаток (334) 16 лет назад
А что ещё можно добавить к таким исчерпывающим ответам?!!
Вот и я хотела сказать, что "лыко" - это материал для изготовления лаптей.
А значение - быть не в состоянии сделать простейшего задания.