Ирина Полякова
Просветленный
(24698)
13 лет назад
Маринетти откровенно декларирует идеологическую платформу нового литературного движения. «Мы хотим воспеть любовь к опасности, привычку к дерзновенности. Хотим восславить агрессивность, лихорадочную бессонницу и кулачный бой.. . Не может быть шедевром произведение, лишенное агрессивности.. . Мы утверждаем новую Красоту скорости.. . Рычащий автомобиль, мчащийся словно под обстрелом, прекраснее Самофракийской Победы.. . Мы хотим прославить войну — единственную гигиену мира.. . Хотим уничтожить библиотеки, музеи и академии.. . Хотим освободить Италию от зловонной гангрены профессоров, археологов и антиквариев» .
В этом документе с предельной ясностью выявились две тенденции итальянского авангардистского искусства начала XX в. С одной стороны, реакционная агрессивная идеология с культом индивидуализма, насилия, войны, а с другой — реальная потребность культуры найти новые изобразительные средства, соотвествующие современному состоянию общества, новому уровню цивилизации. В итальянском литературном футуризме вторая — эстетическая — задача целиком подчинена первой и утрачивает свое изначальное позитивное значение. Сам Маринетти был ярым поборником интервенционизма Италии в первой мировой войне, активно в ней участвовал и быстро солидаризировался с фашистским режимом, в результате чего футуризм официально стал привилегированным движением, а Маринетти в 1929 г. — академиком.
Источник: ИСТОРИЯ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Литература Италии - XIX в.