
Подскажите почему по провославной традиции нельзя хоронить за рекой?

Marssal Просветленный (25410), закрыт 14 лет назад
Вопрос не книжный, понимаю, но... В рубрике "Общество и Политика" - не знают, а в "Книгах" всегда помогают, Всем книжникам огромная благодарность, респект и уважуха. огромная. Спасибо заранее
Лучший ответ
Олёна Миа Гений (64075) 14 лет назад
Корни этого скорее не в православных, а в архаическо-языческих традициях . Известно, что в народных представлениях вода рассматривалась как один из путей в загробный мир, место обитания нечисти (русалок, водяных, чертей и др.), именно через нее могла осуществляться связь с умершими. Известен культ св. Параскевы-Пятницы в северной Руси : а это ее связь с водой, покровительство торговле и купцам, связь с "заложными" покойниками. Поэтому за рекой (у древней часовни на Вятке, к примеру) устраивалась только "божедомка"(убогий дом или скудельница) - это общая могила, которую устраивали во время мора, а также это место погребения нищих и самоубийц. Самоубийц избегали хоронить на общем кладбище. По русским поверьям, "родители", то есть обычные умершие, могут разгневаться из-за того, что рядом с ними окажется "нечистый" покойник. А гнев предков опасен для живущих. Поэтому самоубийц хоронили на перекрестках дорог, границах полей, в лесу, в болотах, в оврагах. Затем для погребения таких покойных были созданы специальные божедомки. От обычных кладбищ они отличались способом погребения, вблизи общих могил, в которых были похоронены "заложные" покойники( то есть не зарытые в землю, а заложенные бревнами), чаще всего за рекой. А обычные кладбища -на ближнем к селению берегу. Это отражает мифологические представления русского народа о том, что вредоносные "заложные" мертвецы не могут, оказавшись в ближней земле, рассердить "родителей" или приносить разные несчастья (выпить воду из земли - в результате наступит засуха, могут наслать заморозки и т.д.). Сама земля также не может принять этих умерших, они оскверняют ее, и их захоронения вызывают гнев земли, что также может привести к стихийным бедствиям.. Русальные праздники - это время поминовения "заложных" покойников. Да и сами русалки воспринимались как "заложные" покойники - в частности, как утопленницы.
Оптинский старец Леонид (в схиме Лев) составил Молитву за усопших от несчастной и насильственной смерти:
"Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего, и аще возможно есть, помилуй! Не постави мне в грех сей молитвы. Но да будет святая воля Твоя!"
Источник: http://www.ruthenia.ru/folklore/amosova1.htm http://www.missioner.info/qa.php?ss=13 http://planeta.rambler.ru/users/coudle/blog/?tags=7842768
Остальные ответы
А. Т. Мыслитель (9143) 14 лет назад
Тебе в самом деле интересно?
paraNozik Мудрец (17368) 14 лет назад
Потому, что селятся на высоком берегу реки, а низкий берег как правило влажный и заболоченный. К тому же - гигиена: река обеспечивает питьевой водой людей и скот, на нижнем берегу располагаются земледельческие угодья и пастбища. Многие религиозные традиции и обряды направлены на сохранение устойчивости человеческой популяции
Дмитрий Еремеев Мудрец (17595) 14 лет назад
Потому что текучая вода в культурах многих народов является естественной границей между царствами Живого и Неживого. Таким образом, можно потерять связь с предками (я имею ввиду не цветочки на могилку, а то, что покойник не услышит вас и не сможет оказать помощь, ведь граница в тот мир непреодолима для живого человека).