Это устройство защиты, у гусениц встречаются волосы. Даже гусеницы, называемые голыми, имеют по меньшей мере несколько волосков. Многие гусеницы обладают сплошным волосяным покровом - например, бурая медведица (Arctia caja L.). Покров этот бывает более или менее длинным и густым, так что кажется, будто гусеница обросла густой шерстью, что нередко можно наблюдать у экзотических видов. Часто волосы располагаются пучками, иногда большого размера - например, у бурого кистехвоста (Orgyia antiqua L.). Иногда волосы в большем или меньшем количестве находятся на бородавкообразных возвышениях, а остальное тело является голым. Примером могут служить гусеницы дуболистного шелкопряда (Gastropacha quercifolia L.) и малого ночного павлиньего глаза (Saturnia pavonia L.).
Эти волосы чаще всего бывают мягкими и гибкими, но иногда они твердые и не сгибаются, образуя так называемые шипы - например, у гусеницы дневного павлиньего глаза (Vanessa io L.).
Форма волос отличается удивительным разнообразием. Чтобы рассмотреть ее, чаще всего пользуются лупой и микроскопом. Большинство волосков заканчиваются заострением. Некоторые волоски имеют на конце плоское расширение. Нередко у них бывают боковые придатки, то в виде маленьких заострений, то в виде длинных ресничек - тогда волоски напоминают перья. На шипах также нередко имеются боковые шипы, что мы можем видеть у дневного павлиньего глаза.
Волоски укреплены в особого рода валике, в котором они торчат свободно, так что легко выпадают или обламываются в определенных местах. В редких случаях форма волосков с возрастом меняется - например, у гусеницы монашенки.
Волосяной покров служит гусенице защитой - он охраняет гусениц от нападения многих птиц. Кроме того, волоски нередко имеют полость, содержащую едкую жидкость.
Волоски знаменитой гусеницы походного шелкопряда содержат муравьиную кислоту в такой концентрации, что, попадая на кожу человека, вызывают ожог. Если же они будут проглочены пасущимся скотом, то могут стать причиной тяжелого воспаления и даже смерти. Упоминавшиеся выше пузыреносные волоски гусеницы монашенки, которые бывают у нее до первой линьки и называются «аэрофорами» , т. е. чем-то вроде летательных аппаратов, по мнению других исследователей представляют собой «токсофоры» , т. е. ядовитые аппараты. Эфирный экстракт испражнений гусеницы походного шелкопряда обладает таким же действием, как и сами волоски, - т. е. кровь гусеницы и жидкость, которую бабочка выпускает при вылупливании из куколки, одинаково ядовиты. При обработке эфиром волоски теряют свой яд. Похожая на муку мелкая пыль, находящаяся на коконах травяного шелкопряда (Cosmotriche potatona L.), вызывает на коже такой же зуд и жжение, как волоски гусеницы. Из этих наблюдений следует, что яд представляет собой как бы «отходы» в процессе обмена веществ в теле гусеницы; очевидно, волосы отравляются при ее пребывании в общем наполненном испражнениями паутинном гнезде. Другие гусеницы, живущие сообществами, также ядовиты; гусеницы же, живущие порознь, несмотря на густой волосяной покров, ядовитыми не бывают - подобное действие имеют только их испражнения.