Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
13 лет назад
от
Изменено

Литература, определение размера стиха. Как определи стих двустопный, трех томный и так далее? На что надо смотреть?

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Новичок
13лет

Инструкция
1В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
2Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы) , которые получились ударными. Например:
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил
когдА не в шУтку зАнемОг…
3Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.
Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч
тЫ кудА помчАлся вскАчь
Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.

4Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.
Пример дактиля:
тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники

Пример амфибрахия:
конЯ на скакУ останОвит,
в горЯщую Избу войдЁт

Пример анапеста:
Я люблЮ тебя жИзнь,
что самО по себЕ и не нОво

5Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение) , то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С. Маршака о мяче – четырехстопный хорей.
Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О») , но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А» .

Источник: инет
Аватар пользователя
Мудрец
13лет

Одно не пойму: зачем вам заливают мозги не нужной грязью! Вы что все после школы будете поэты или математики? Кто будет зерно выращивать, скот растить - на голодный желудок стих не сочинишь! Хорошо в Европе уже в школе с 7-го класса определяются профессии и после 9-го уж углублённо учат профессию

Аватар пользователя
Оракул
13лет

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка. В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (например, "ямб"), стихотворный размер (например, "4-стопный ямб") и разновидность стихотворного размера (напимер. , "4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями").

МЕТР в стихе - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых . Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой"). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом.

СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (например, 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные) .

ЯМБ - стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил... ", А. С. Пушкин) . Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос) , 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.) , 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.) , вольный разностопный (басня 18-19 вв. , комедия 19 в.) .

ХОРЕЙ - (плясовой) , трохей (бегущий) , стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б. Л. Пастернак) . Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с середины 19 в. 5-стопный.

ДАКТИЛЬ - (палец) , стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И. С. Никитин) . Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.) , 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.) .

АМФИБРАХИЙ - (с обеих сторон краткий) , стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с начала 19 в. ) и 3-стопный (с середины 19 в.) .

АНАПЕСТ - (обратный дактилю, буквально означает отраженный назад) , стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа) , с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А. А. Блок) . Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с середины 19 в.) .
Желаю успехов!