Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Отцы и дети! Смысл этой цитаты...

Мария Голубева Ученик (149), закрыт 12 лет назад
Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание, -мы отрицаем. Объесните смысл этих слов, как вы их понимаете.
Лучший ответ
Валерия Мастер (1512) 12 лет назад
Анализ фрагментов из романа «Отцы и дети» « - Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, - вмешался Аркадий. Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, - промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

- Всё? - Всё. - Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… - Всё, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Павел Петрович уставился на него, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.

- Однако позвольте, - заговорил Николай Петрович. Вы всё отрицаете, или выражаясь точнее, вы всё разрушаете… Да ведь надобно же и строить. Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.

Современное состояние народа этого требует, - с важностью прибавил Аркадий, мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма. Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; от неё веяло философией, то есть романтизмом;

но он не почёл за нужное опровергать своего молодого ученика. (…) - По-моему, - возразил Базаров. – Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его. - Браво! браво! Слушай, Аркадий… вот как должны современные люди выражаться! И как, подумаешь, им не идти за вами!

Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! – и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» .

Словарь. Авторитеты – то есть уважаемые личности, носители мнений, к которым прислушивались. Рафаэль – великий итальянский художник эпохи Возрождения. Гроша медного не стоит – то есть не нужен, не востребован. Историко-литературный комментарий.

В этом фрагмента наиболее остро проявляется противоречие между дворянами-аристократами и нигилистами. Последние отказываются признавать ценность всего нематериального, того, что нельзя потрогать: философии, искусства, веры в Бога (последнее Павел Петрович обозначил словами «страшно вымолвить») .

При этом нигилисты не предполагают предложить что-то взамен разрушаемым ими ценностям. Их дело – только отрицание и разрушение старого. Литературоведческий анализ. В эпизоде словесной дуэли отчётливо просматриваются характеры всех персонажей.

Павел Петрович – эмоционален, горяч, убеждён в своей правоте и категорично не принимает противоположного мнения. Его брат, Николай Петрович, менее категоричен. Конечно, мнение Павла Петровича ему ближе, но он не спешит опровергать и Базарова,

желает найти компромисс, примирить враждующее стороны. Сторонники нигилизма – Аркадий и Базаров – тоже ведут спор по-разному. Аркадий более резок и импульсивен. В своей речи он употребляет высокопарные выражения, многие из которых вызывают неприятия у его «учителя» .

Сам же Базаров более сдержан, ведёт себя менее эмоционально, спорит как будто нехотя, по принуждению. В то же время не вызывает сомнение и то, что он уверен в своих словах, но при этом не намерен доказывать свою правоту и убеждать в ней кого-то.

В финале романа каждый из героев приходит к своему нравственному итогу, для каждого очерчено какое-то будущее. Исключение составляет лишь Базаров, для которого разочарование в собственной жизненной философии оборачивается трагической смертью. Лишены будущего и его родители, для которых сын был последней радостью и опорой в жизни.

Их одиночество и опустошённость хорошо видны в последнем фрагменте. В то же время в нём есть и жизнеутверждающее начало. «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России. Как почти все наши кладбища, оно имеет вид печальный:

окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва бросают скудную тень: овцы безвозбанно ходят по могилам…

Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которое не топчет
Остальные ответы
Денис Сорокин Просветленный (20674) 12 лет назад
Русскому человеку они даром не нужны. - Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, - промолвил Базаров, - В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем. - Всё? - Всё, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
korotkoye.narod.ru›
Философию предшествующего поколения Базаров решительно отождествляет с романтизмом. “Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — утверждает новый герой времени. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем”.
litra.ru
*Мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма. * *Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем. *
vkontakte.ru›
[править] Новое время. Французский автор XVIII века, барон Гольбах, был одним из первых, кто сам себя считал атеистом … Утверждение «Атеизм есть вера» основывается на том, что отрицание существования высших сил требует уверенности в их отсутствии.
ru.wikipedia.org
благополучия, удачи, успехов
Похожие вопросы