Герои "Капитанской дочки"
Весь черный народ был за Пугачева.. .
Одно дворянство было открытым образом
па стороне правительства.. .
А. Пушкин.
В ЗО-е годы XIX века в связи с резко усилившимися крестьянскими волнениями, в которых современники готовы были видеть начало "новой пугачевщины", Пушкин настойчиво обращался к теме крестьянского восстания; Этой темы он касался в планах продолжения "Истории села Горюхина", видное место занимала она в "Дубровском".
И во весь рост эта проблема встала в последнем большом законченном творении Пушкина "Капитанская дочка".
Задумав повесть-роман из времен крестьянской войны, Пушкин отправился в те места, где происходили события, — в Оренбургские степи, в Поволжье, знакомился с природой и бытом края, осматривал поля сражений, расспрашивал стариков очевидцев, собирал изустные рассказы и предания о Пугачеве. По добытым им архивным материалам и первоисточникам он тщательно и пытливо изучал интересующую его эпоху. О серьезности и основательности этого изучения свидетельствует специально-исторический труд, предварительно осуществленный Пушкиным и имевший для своего времени важное научное значение, — "История Пугачева", названная по требованию Николая I "Историей пугачевского бунта". И только после того, как исторический материал был Пушкиным совершенно освоен, а "История" написана и опубликована, он приступил к реализации издавна вынашиваемого замысла своего романа. В "Капитанской дочке" собственно исторический материал нигде не разрывает художественной ткани повествования, полностью творчески переплавлен. Как ни в одном другом произведении Пушкина, особенно видное место в "Капитанской дочке" отведено народу. В сюжет не только введено большое количество персонажей из народа (их примерно столько же, сколько дворянских) , но многие из них развернуты в исключительно яркие, полновесные художественные образы. Это прежде всего образы Пугачева и Савельича.
Пушкинский Савельич наивно убежден, что крепостные крестьяне существуют лишь для того, чтобы всю жизнь работать на своих господ. Но его преданность господам далека от рабской приниженности. В ответ на грубые, несправедливые упреки барина Савельич пишет ему: "...я не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос". Большое внутреннее благородство, душевное богатство натуры полностью раскрываются в совершенно бескорыстной и глубоко человечной привязанности бедного, оди нокого старика к своему питомцу. "Савельич — чудо! Это лицо самое трагическое, то есть которого больше всего жаль в повести", — писал Пушкину В. Ф. Одоевский.
Еще большим "чудом" можно считать образ Пугачева. Образ вождя народного восстания предстает в романе Пушкина во всей его суровой социально-исторической реальности. Пугачев беспощаден к своим классовым врагам, к тем, кто не хочет признавать законности его власти. Но он прав, обращаясь к Гриневу; "Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья". Действительно, ему в высшей степени присуще чувство справедливости. Как богатырь русского былинного эпоса, он вступается за всех слабых, обездоленных. "Кто из моих людей смеет обижать сироту? " — грозно вопрошает он. Пугачев способен на признательность, памятлив на добро. И все это отнюдь не поэтический вымысел. Именно таким предстает он в дошедших до нас и в значительной мере, несомненно, известных Пушкину народных песнях, преданиях, сказах. В то же время Пушкин особенно ярко показал в Пугачеве те черты "смелости и смышлености", которые считал характерными для русского крестьянина и вообще для русского человека. Его Пугачев отличается широтой и размахом натуры ("Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай"), вольным и мятежным духом, героической удалью и отвагой.
...
Ну короче всё
здесь
План:
1) Определите место героя среди других персонажей;
2) Степень участия и его роль в конфликте;
3) Наличие прототипов и автобиографических черт;
4) Анализ имени Петра;
5) Портрт. Внешний облик, как он дан автором;
6) Речевая характеристика;
7) Описания предметов быта, жилища, одежды, условия жизни как средство самововыражения героя;
8) Семья, полученное воспитания, история жизни. Род занятий.
9) Черты характера. Эволюции личности в процессе развитие сюжета;
10) Поступки и мотивы поведение, в которых герои проявляет себя наиболее ярко;
11) Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведии;
12) Сопоставление с другими персонажами или лит-ым героем другого автора;
13) Оценка лит-ого персонажа его современиками;
14) Герои как пораждение своей эпохе и вырязитель определеного мировоззрении.
Определите нас типического и индивидуального в лит-ом герои;
15) Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.