Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения С.А.Есенина "Собаке Качалова"
Буду благодарна,если укажите конкретную тему, композицию и средства выразительности.
Есенин написал стихотворение в 1925 году, история создания довольно необычна: сначала поэт познакомился с принадлежащим актёру Качалову Джимом (на тот
момент щенком), был покорён его обаянием и пообещал написать для него стихи.
Что вскорости и исполнил, специально вновь придя в гости — читать своё
посвящение собаке.
Композиция – Композиционно произведение делится на три условные части: в первой части лирический герой ведет диалог с собакой, во второй – предается философским размышлениям, в третьей – обращается к любимой женщине.
Жанр – Лирическое стихотворение.; философская и любовная лирика.
На первый взгляд, это просто шутливый разговор с собакой. Однако это совсем не так. Есенин ведет философскую беседу с Джимом о жизни.
Поэт даже немного завидует новому приятелю, что тому недоступны человеческие страсти, и что он независим от чужого мнения.
Есенин часто страдал от того, что люди отворачивались от него, узнав о его разгульном образе жизни. Но собака живет только настоящим днем и готова всегда молча выслушать его покаяние. К концу стихотворения можно заметить нотки любовной лирики. Для поэта это личная тема, и он не может доверить ее другому человеку.
Направление – данное стихотворение вряд ли можно отнести к имажинизму,
потому как фактически группа имажинистов распалась к этому времени.
Образы и символы
Центральным образом стихотворения, безусловно, выступает пес по кличке Джим. Лирический герой за такое короткое время успел даже полюбить собаку, ведь он
так ласково ее называет и обращается к ней: "голубчик","с такою милою доверчивой приятцей", "мой милый Джим". Возможно, Джим явился также символом верной дружбы и доброты. Поэт очеловечивает собаку, видя в ней полноценного участника разговора.
В стихотворении также присутствует образ хозяина – Василия Качалова. Он "мил и знаменит" и "гостей бывает в доме много". Но он дополняет картину, являясь второстепенным персонажем.
К концу появляется новый образ – таинственной женщины, к которой обращена трепетная любовь героя. Он испытывает чувство вины и сожаления.
Образ лирического героя пропитан грустью. У него возникает безотчетное желание полаять на луну и пожить беззаботной собачьей жизнью, лишь бы избавиться от навязчивых мыслей. Его существование отравлено раскаянием за то, что какая-то женщина печалится по его вине.
Средства выразительности
Обращаясь к собаке, лирический герой использует просторечную, разговорную лексику. Пускаясь в философские размышления, он уже использует сложные предложение с деепричастными оборотами. Благодаря этому приему композиция произведения приобретает более четкие очертания.
Автор использует метафоры (повоем при луне );
эпитеты («милая», «доверчивая», «бесшумная погода» «бархатную шерсть»); сравнения (как пьяный друг).
Размер стихотворения - пятистопный ямб, с неровным ритмическим рисунком и паузами, как нельзя более подходящий для беседы-размышления вслух.
От философствования к простому описанию, от описания - к любовному воспоминанию. Такую амплитуду вместили в себя шесть строф, и название-посвящение вовсе не добавляет ясности вопросу, для чего же они были
написаны. Но искренность и безыскусственность этих перепадов, простые,
близкие любому человеку (и даже собаке) слова сразу делают стихотворение любимым. Ведь в нём отражается такая непоследовательная, непонятная и
открытая душа поэта.
Собаке Качалова
В Москве Есенин находился меньше месяца с короткой поездкой в родное
Константиново и уже 27 марта едет в Баку. До отъезда на Кавказ поэт знакомится
с актером В. Качаловым и с режиссером К. Станиславским.
Под впечатлением посещения дома Качалова Есенин пишет стихотворение «Собаке
Качалова» . Философичное и грустное, оно выдержано в торжественном стиле
. В разгово-
ре с собакой поэт открывает свой взгляд на вечные вопросы бытия, делится печалью,
которая гнетет его душу.
Герой говорит собаке красивые и нежные слова, но в них сквозит грусть и одиноче-
ство. Первое, о чем он просит собаку: «Дай, Джим, на счастье лапу мне» . Эта просьба
повторяется дважды.
Предложение полаять при луне тоже выдает его тоску и неустроен-
ность. Оказывается, печаль связана с виной пред той, «что всех безмолвней и грустней» :
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Несмотря на печальный тон стихотворения, вывод, который делает Есенин,
оптимистичен и заставляет читателя поверить, что героя простят. Но главное не это.
Главное — сказаны эти великие и удивительно трогательные слова, в которых он при-
знает свою вину. Сказаны прежде всего самому себе. А это всегда облегчает душу.