Уженок Дождя
Высший разум
(117368)
13 лет назад
Некоторые критики сравнивают сочинения Альфреда Шнитке с путешествием по настроечной шкале радиоприемника: бесчисленные отрывки отдельных звуков, шумов и мелодических фраз вместе образуют странное нагромождение. Но это не хаос, а суммарное звучание, которое являет собой особое направление в музыке, называемое «принципиальным эклектизмом» или «полистилистикой» . Это термин ввел в обиход сам композитор.
В середине 60-х годов композитор увлекался «серийной» техникой. Позже это направление было признано в музыке тупиковым. Шнитке же тем самым навлек на себя, гнев властей. В критических заметках, авторы которых стремились показать творчество Шнитке все-таки с положительной стороны, говорилось, что «додекафония, серийность, сериальность — ее сверхрационализм, была методом настолько необычным для наследников русских культурных традиций, что по-настоящему понять ее возможности и ограничения композитор мог только на практике» .
Позже Шнитке отошел от додекафонии и увлекся камерными произведениями с яркими и неординарными идеями. В них используется, например, прием глиссандирования вокруг одной определенной ноты, создающий таинственный звук. Вообразите себе все время глиссандирующий симфонический оркестр! Глиссандирование на нотном стане изображалось так: Шнитке ставил ноту и вслед за ней рисовал волнистую линию длиной сантиметров в пять.
Увлекаясь сверхмногоголосием, он изобретал собственные звуковые эффекты. Например, писал: «удары пальцами по струне» фортепиано, «щипнуть струну и сразу же погасить ее нажимом пальца» , «правой рукой плотно прижать струны — резкий, сухой тембр» , «глиссандо по обмотке струны ногтем» , «взять беззвучно аккорд и снять педаль» , «царапать ногтями по басовым струнам» .
Шнитке очень своеобразно выражал мировоззрение своего поколения, рожденного в годы высокого духовного подъема, пережившего войну и вышедшего на историческую сцену в середине 50-х годов, в разгар хрущевской «оттепели» . Она сопровождалась невиданным расцветом прежде всего науки и технических дисциплин. Огромное впечатление на людей оказали запуск искусственного спутника Земли и полет Гагарина в космос. Эти события и отразились в передовой музыке некоторых советских композиторов, классическим представителем которой и был Альфред Шнитке.
Сладкая!!
Оракул
(82576)
13 лет назад
Альфре́д Га́рриевич Шни́тке (нем. Alfred Schnittke) (1934—1998) — советский и российский композитор, теоретик музыки и педагог (автор статей о русских и советских композиторах) , один из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).
Особенности музыкального мира Шнитке:
Творчество А. Г. Шнитке характеризуется концептуальностью замыслов, масштабностью, экспрессией, типичны сложно дифференцированная оркестровая и ансамблевая фактура, полистилистика, системы цитат. Заметно преобладание инструментальных жанров.
Сценические произведения
Оперы
1972 — Одиннадцатая заповедь. Не оркестрована
1990—1991 — Жизнь с идиотом. Опера в 2 актах. Либретто Вик. Ерофеева
1994 — Джезуальдо. Опера в 7 картинах, с прологом и эпилогом. Либретто Р. Блетшахера.
1994 — История доктора Иоганна Фауста. Опера в 3 актах с прологом и эпилогом.
Балеты
1971 — Лабиринты. Балет в 5 эпизодах. Либретто В. Васильева.
1985 — Эскизы. Хореографическая фантазия по мотивам Гоголя. Балет в одном действии. Либретто А. Петрова. № 1 и № 11 для балета сочинены коллективно Альфредом Шнитке, Г. Н. Рождественским, С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисовым. Большинство номеров в оркестровой редакции Г. Рождественского.
1986 — Пер Гюнт. Балет в 3 актах с эпилогом. Либретто Дж. Ноймайера по одноимённой драме Генрика Ибсена.
другое…
1974 — Der gelbe Klang (Жёлтый звук) . Сценическая композиция для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано соло, смешанного хора, магнитной ленты и цвето-световых проекторов. Либретто Василия Кандинского на немецком языке (в переводе А. Шнитке) .
Источник: Вики
Наталья Леденёва
Мудрец
(14277)
13 лет назад
Для меня Шнитке - прежде всего автор музыки, написанной для фильма "Восхождение" Шепитько, хотя он написал музыку ко многим фильмам. Возможно, его музыка тяжела для понимания. Сам же он считал, что «...Когда вы пишите свое произведение, вы выстраиваете целый мир... Нет никакого музыкального материала, который бы не заслуживал своего воплощения.. . Сама по себе жизнь, все, что нас окружает настолько пестро..., что мы будем более честны, если попытаемся все это отразить.. . Пусть слушатель сам решает что он понимает, а что нет".