ГАЛИНА
Высший разум
(2425724)
3 года назад
Выстраивая систему образов, Горький поставил на вершину пирамиды Луку.
Этот персонаж, странник, случайно оказывается в ночлежке.
Герой, своими действиями, позволяет выстроить сюжетную линию всего произведения. Странник пытается изменить жизнь обитателей ночлежки в лучшую сторону, дает им надежду.
Приход Луки осветил ночлежку лучом доброты и ласки к людям,
желанием помочь им. Лука - странствующий проповедник, который всех утешает и обещает избавление от страданий.
Это незаурядная личность, он умен, у него огромный жизненный опыт и острый интерес к людям.
К каждому из героев у Луки есть свой подход, ласковое слово. Умирающей Анне он советует не бояться смерти, так как
смерть несет покой, которого Анна никогда не знала. Актеру внушает надежду
на излечение в бесплатной больнице для алкоголиков. Ваське Пеплу он говорит
о возможности начать новую жизнь с Наташей в Сибири.
Вся философия Луки в сжатом виде предстает в одном изречении: «Во что веришь,
то и есть» . Он внушает героям пьесы правду идеала, а они не выдерживают правды факта, поэтому правда Луки - спорная и противоречивая.
Споры о человеке ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы,
но обостряются в связи с внезапным исчезновением старика. Оценка личности Луки и его роли в жизни ночлежников неоднозначна. С одной стороны: «Хороший был старичок! » (Настя) ; «Он жалостливый был... » (Клещ) , «Старик хорош был.. .закон душе имел!. .; «Человек - вот правда.. .Он это понимал... » (Сатин) .
С другой стороны: «Старик - шарлатан» (Барон) ; «Правды он.. .не любил, старик-то... » (Клещ) и т. д.
Какая точка зрения правильная? И та и другая.
Сущность позиции Луки раскрывается в двух притчах. Рассказ Луки о том, как он
пожалел двух грабителей, замышлявших убийство, накормил и обогрел, то есть
на зло ответил добром, подтверждает правоту первой точки зрения.
В притче о «праведной земле» ставится вопрос о том, нужна ли человеку правда. Человек удавился, когда узнал, что «праведной земли» не существует. Лука
считает,
что людям правда не нужна, потому что их положение безнадежно.
«Лгал из жалости к вам», -говорит Сатин. И эта ложь давала людям силы жить, сопротивляться судьбе и надеяться на лучшее. Когда же обман раскрылся,
реальная жизнь ужаснула Актера-и он повесился, Настя впала в отчаяние, Васька Пепел попал в тюрьму при первой же попытке изменить свою судьбу.
Таким образом, философия Луки включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Это одна из точек зрения в споре
о человеке-«ложь во спасение» . Ей верят слабые, впечатлительные люди, как верят
они в «золотые сны» . Это Актер, Пепел, Настя. Тем же, кто находит опору в себе
самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь.
Анна Журба
Просветленный
(39215)
13 лет назад
Очень неоднозначный персонаж пьесы. Это пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке. Л. утешает людей. Но как можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее людей? Л. прибегает ко лжи. Но это ложь во спасение. Умирающей Анне, которой нечего вспомнить в жизни хорошего, Л. говорит, что на том свете ей будет очень хорошо. Проститутка Настя всем рассказывает, что в ее жизни была большая любовь. В ответ все смеются. Но Лука говорит, что если она верит, значит, эта любовь у нее действительно была. Вора Ваську Пепла Л. уговаривает поехать в Сибирь, потому что там он сможет честно работать. Алкоголику Актеру Л. рассказывает о бесплатной лечебнице, где лечат от пьянства. Он уговаривает его подготовиться к лечению, взять себя в руки. Обосновывая то, что нужно жалеть человека, Л. рассказывает, как когда-то сам пожалел грабителей, чем их спас. Иначе они убили бы его и сгинули на каторге. Также Л. рассказывает притчу о "праведной земле". Один бедный человек верил в существование такой земли. Но на карте у ученого ее не оказалось. Человек разочаровался во всем и повесился. Так Л. хочет показать необходимость жалости и надежды для каждого человека. Л. исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно. В последнем действии ночлежники вспоминают о Л. , высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.
Светлана Хорева
Знаток
(367)
13 лет назад
Действительно, образ Луки двойственен. Об этом говорит уже его имя. Во-первых, оно ассоциируется с глаголом "лукавить" - лгать, врать, обманывать. Во-вторых, Лука - один из евангелистов, библейских персонажей, а это высокая положительная оценка. Появление Луки в ночлежке превернуло жизнь всех ночлежников. Он всем сумел дать надежду, а людям, находящимся на самом дне жизни, она часто жизненно необходима. Сам Горький неоднозначно относился к этому вопросу. Герой-идеолог Сатин в конце пьесы, споря с ночлежниками, говорит: "Старик - не шарлатан! " В этих словах признание нравственной силы Луки. И действительно, если детально рассмотреть все слова Луки, обращенные к обитателям ночлежки, там нет ни слова неправды. Если Сатин верит, что "человек - это звучит гордо", то он будет за это глотку рвать любому. Если Актер, не верит, что вылечится от алкоголизма, то кончает жизнь самоубийством. Слова Луки можно принять как руководство к действию, и тогда жизнь можно изменить, можно подняться со дна. А можно, поверив, бездеятельно ждать. Тогда со дна не подняться. Сам автор не знал прямого ответа, он искал его, размышлял над ним. Поэтому образ Луки так неоднозначен.
ДИАНА ХАТИПОВА
Знаток
(458)
7 лет назад
Драма М. Горького «На дне» создана в 1902 году, сразу после серии романтических произведений 90-х годов, полных бунта против покорности, «гуманизма сострадания». В ней нашли отражение все особенности мировоззрения Горького в этот период: «Смысл жизни — вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично!»; «Бытие и творчество едины суть». Произведение поражает обилием скрытых и явных дискуссий о месте человека в мире, о границах свободы человека и принижающей силе обстоятельств: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».
Одним из главных действующих лиц в пьесе является Лука, пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Ночлежка – место обитания разных людей, которые оказались на дне общества, у которых рухнули мечты, прошлое безвозвратно ушло, а действительность напоминает о себе нищетой и безденежьем. Лука, как и все обитатели этого дома, беден, жизнь его изрядно потрепала, но он готов советом и ласковым словом помочь каждому человеку на своем пути. Его речь подтверждает мягкость характера. Он говорит ласково, утешительно, часто рассказывает притчи и упоминает Христа. Лука не произносит высокопарных фраз, а простыми, понятными всем словами может достучаться до сердца любого человека. Он по-своему понимает поставленную в пьесе проблему: что лучше – истина или сострадание? Для Луки главным является сострадание и утешение, которое он дарит всем обитателям ночлежки. «Человек - все может… Лишь бы захотел…», - думает Лука, и пытается заронить мечту в душу каждого человека.
Умирающей Анне он рисует рай, в котором не будет мучений «земной жизни». Пьющему Актеру он рассказывает о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Вору Ваське он советует уехать в Сибирь и начать жизнь заново. Проститутку Настю, над книжными фантазиями которой все смеются, Лука утешает: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она». Несмотря на явную неправдоподобность этих слов, ночлежники верили страннику, принимали его жалость и верили в реальность желаемого. Интересно в Луке то, что он умел находить в каждом человеке главную струну, которую стоит задеть – и надежда появляется, и ложь становится явью.
Лука, появившись в ночлежке, включается в давно начавшийся спор её обитателей о человеке, о правде и лжи. Его неожиданно активная роль в спорах о природе человека, его праве на счастье, на мечту, спорах, превративших всех в «философов поневоле», резко изменили всю ситуацию в ночлежке. Лука, внес в подвал ноты сострадания, сочувствия, оправдавший право Актера, Насти, Анны на мечты, на молитву. Он разделил всех на два лагеря: «мечтателей» и «скептиков», носителей «злой» правды, тоски, безнадежности. Он взбудоражил и тех, и других, всколыхнул неугасшие надежды в одних и ожесточил других. Как «досочинил» совет Луки о поездке в лечебницу для алкоголиков Актер: «Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота, пища… все — даром! И мраморный пол, да!» Как чутко слушает Луку Пепел, мгновенно изменяя свое представление о Сибири!
Для Луки главным было вселить в человека веру, веру в любое явление, лишь бы оно принесло ему покой и радость. Страннику неважно, существует ли истина, в которую человек верит, на самом деле, ему важно то, что с верой в нее человеку легче жить.
Образ Луки долгое время оценивался критиками однозначно отрицательно. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчезает из ночлежки. Но главное обвинение, которое предъявлялось Луке, касалось его позиции по отношению к человеку. Он проповедует жалость, милосер