ГАЛИНА
Высший разум
(2407339)
8 лет назад
Стихотворение "Листок" было написано .Лермонтовым
весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного
отпуска, проведенного в Петербурге.
Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета
Лермонтова: глубокое переосмысление им всей своей жизни
и его размышления нашли отражение в произведениях
последнего периода.
Тема стихотворения - поиски страдающей и одинокой душой
спокойствия и тепла в реальном мире.
"Листок" - это аллегорическое повествование, включающее
в себя историю скитаний героя.
Листок – на первом плане, и каждая строфа – это новый виток
повествования.
Главный герой "оторвался от ветки родимой", "в степь укатился,
жестокою бурей гонимый", "засох и увял".
Стихотворение, несомненно, философское.
Поэт использовал аллегорию, рассказывая о скитаниях
лирического героя .
Под символическим образом листка скрывается прошедший
через многие испытания, умудренный жизнью,
никем не понятый одинокий лирический герой.
Он глубоко тоскует по родственной душе, взаимной любви,
о чем свидетельствуют метафоры "засох","увял",
просит героиню принять его таким, какой он есть,
хочет вызвать её сострадание (использование уменьшительно-
ласкательного суффикса для образовання существительного
"листочек", эпитет "бедный").
В стихотворении используется антитеза, обостряющая конфликт
двух героев, дающая возможность понять, почему же они
не достигнут взаимопонимания: героиня "зелена","изумрудна",
а странник "желт", много повидал.
Возлюбленная лирического героя статична, любима сильными мира
и довольна этим. Чинара охраняет свой душевный покой, который
могут нарушить исповеди странника и, даже не выслушав героя,
называет их небылицами.
Героиня живет в выдуманном мире и не хочет понять того,
что для кого-то он является "суровой отчизной".
Употребление эпитета "пылен" в противовес олицетворению "умывает"
(море корни чинары) окончательно поляризует героев.
Ритмика и мелодика строфы в стихотворении ,
где применен пятистопный амфибрахий -весьма редкий
размер - с одними женскими рифмами стиховых пар- по
формуле ААВВ.
Такой метр и такая рифмовка придают стихам особую плавность,
неторопливость, даже известную монотонность, которые
вполне соответствуют минорному повествовательному ладу
произведения, адекватны его эмоциональному содержанию.
АССОНАНС ( повтор гласных О и А) передаёт минорное
настроение героя и делает стихотворение удивительно
мелодичным.
Стихотворный размер и парная женская рифма, не меняются
на протяжении всего стихотворения.
средства художественной выразительности:
Эпитеты - молодая чинара; царь-девица
Метафоры:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
солнцем любима;
Основа всего стихотворения – антитеза,
постоянное противопоставление образов листка и чинары.
Автор подчеркивает трагическое одиночество, тоску листка
и высокомерие, гордыню- чинары.
Сравнение: прямых сравнений нет, но подразумевается,
что листок - бедный странник, не имеющий даже дома,
а чинара - беззаботная знатная дама.
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый
(как человек, у него было много лишений - жестоких бурь).
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя
(как человека его гложут заботы, некому помочь)
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю...
(как равнодушная женщина, которой безразличны
страдания других )
???°???° ??????????
Знаток
(355)
13 лет назад
Тема стихотворения - поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла в реальном мире. Создатель образа "лишнего человека" очень одинок. "...Я не создан для людей: я слишком горд, они для меня — слишком подлы". "Листок" - это аллегорическое повествование, включающее в себя историю скитаний героя, описания действующих лиц, местности. Листок – на первом плане, и каждая строфа – это новый виток повествования. Главный герой "оторвался от ветки родимой", "в степь укатился, жестокою бурей гонимый", "засох и увял".
В этом аллегорическом образе мы видим характерные для героев Лермонтова черты: : ум, опыт и мудрость, критическое сознание и страстное чувство личности, жизнелюбие, воплощающееся в мечтах о совершенстве и свободе.. . И одновременно с этим — тоска, порождённая мрачной эпохой, гнетущее сознание одиночества и невостребованности". Он "вырос в отчизне суровой", которая сильна и могуча, ведь недаром Лермонтов уточняет: листок оторвался от дуба. Автор использует прием противопоставления. Пропасть лежит между чинарой, её "свежими сынами" и "бедным листочком дубовым". Это противопоставление является основным компонентом сюжета, фоном для раскрытия идеи и понимания аллегорий стихотворения. Довольство чинары, все ее преимущества подчёркивают трагизм положения листка, его обречённость на бесконечное одиночество и страдания, потому что в мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, нет места состраданию и пониманию. Забота о своём благополучии лишает человека души.
Система образов стихотворения включает, с одной стороны, "родимую ветку", от которой оторвался листок, бурю, которая гнала его; с другой стороны – "Черное море", омывающее корни, "райские птицы", поющие песни, ветер, "ласкающий зеленые ветви".
Автобиографический мотив изгнанничества, переданный в излюбленной Лермонтовым аллегорической форме, превращается здесь в бегство от "отчизны суровой". Здесь вековечный покой, в котором пребывает Восток, уже выступает как вожделенное для странника состояние беспечного блаженства, гармоничного слияния с природой. В более ранних своих стихотворениях Лермонтов скорее пренебрежительно отзывался об этом "бесчувственном" покое; но теперь его герой готов и в этом, совершенно чуждом ему мире искать убежища от своей тоски и одиночества.
SEMEN_KIN
Знаток
(394)
7 лет назад
Задание: Из стихотворения Лермонтова «Листок» выписать эпитеты, метафоры, олицетворение и сравнение.
Эпитеты (красочное определение, выраженное прилагательным): ветки родимой, жестокой бурей гонимый, молодая чинара, райские птицы, морской царь-девицы, с тоскою глубокой, суровой отчизне, рассказов мудреных и чудных, младая чинара, холодное море.
Метафоры (скрытое сравнение одного предмета с другим на основании их сходства): сынам свежим, меж листьев своих изумрудных.
Олицетворение (наделение неодушевленных предметов свойствами человека): укатился в степь (листок); увял от горя; шепчется ветер, лаская ветви; увял без сна и покоя (лист); корни умывает море, солнцем любима (чинара), листок молит.
Сравнение (сопоставление двух предметов, явлений): нет.