Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Эпоха Ахматовой, какая она была?

Владимир Поболь Искусственный Интеллект (1568491), закрыт 12 лет назад
ИБ: В Москве после больницы ее
поселили в тесной каморке: духота, рядом кухня. Потом внезапный перевоз в
Домодедово. И представьте себе, после третьего инфаркта на вас обрушивается
весна. Впрочем, я не знаю. Анна Андреевна была, говоря коротко, бездомна и -
воспользуюсь ее собственным выражением - беспастушна. Близкие знакомые
называли ее "королева-бродяга", и действительно в ее облике - особенно когда
она вставала вам навстречу посреди чьей-нибудь квартиры - было нечто от
странствующей, бесприютной государыни. Примерно четыре раза в год она меняла
место жительства: Москва, Ленинград, Комарово, опять Ленинград, опять
Москва, и т.д. Вакуум, созданный несуществующей семьей, заполнялся друзьями
и знакомыми, которые заботились о ней и опекали ее по мере сил. Она была
чрезвычайно нетребовательна, и я не раз, навещая ее в гостях и особенно у
Пуниных, заставал ее голодной - хотя именно там, у Пуниных, она "ежеминутно
все оплачивала". Существование это было не слишком комфортабельное, но тем
не менее все-таки счастливое в том смысле, что все ее сильно любили. И она
любила многих. То есть каким-то невольным образом вокруг нее всегда
возникало некое поле, в которое не было доступа дряни. И принадлежность к
этому полю, к этому кругу на многие годы вперед определила характер,
поведение, отношение к жизни многих - почти всех - его обитателей. На всех
нас, как некий душевный загар, что ли, лежит отсвет этого сердца, этого ума,
этой нравственной силы и этой необычайной щедрости, от нее исходивших. Мы не
за похвалой к ней шли, не за литературным признанием или там за одобрением
наших опусов. Не все из нас, по крайней мере. Мы шли к ней, потому что она
наши души приводила в движение, потому что в ее присутствии ты как бы
отказывался от себя, от того душевного, духовного - да не знаю уж как это
там называется - уровня, на котором находился, - от "языка", которым ты
говорил с действительностью, в пользу "языка", которым пользовалась она.
Конечно же мы толковали о литературе, конечно же мы сплетничали, конечно же
мы бегали за водкой, слушали Моцарта и смеялись над правительством. Но,
оглядываясь назад, я слышу и вижу не это; в моем сознании всплывает одна
строчка из того самого "Шиповника": "Ты не знаешь, что тебе простили...".
Она, эта строчка, не столько вырывается из, сколько отрывается от контекста,
потому что это сказано именно голосом души - ибо прощающий всегда больше
самой обиды и того, кто обиду причиняет. Ибо строка эта, адресованная
человеку, на самом деле адресована всему миру, она - ответ души на
существование. Примерно этому - а не навыкам стихосложения - мы у нее и
учились. "Иосиф, мы с вами знаем все рифмы русского языка", - говорила она.
С другой стороны, стихосложение и есть отрыв от контекста. И нам, знакомым с
ней, я думаю, колоссально повезло - больше, я полагаю, чем окажись мы
знакомы, скажем, с Пастернаком. Чему-чему, а прощать мы у нее научились.
Впрочем, может быть, я должен быть осторожней с этим местоимением - "мы"...
Хотя я помню, что когда Арсений Тарковский начал свою надгробную речь
словами "С уходом Ахматовой кончилось..." - все во мне воспротивилось: ничто
не кончилось, ничто не могло и не может кончиться, пока существуем мы.
"Волшебный" мы хор или не "волшебный". Не потому, что мы стихи ее помним или
сами пишем, а потому, что она стала частью нас, частью наших душ, если
угодно. Я бы еще прибавил, что, не слишком-то веря в существование того
света и вечной жизни, я тем не менее часто оказываюсь во власти ощущения,
будто она следит откуда-то извне за нами, наблюдает как бы свыше, как это
она и делала при жизни... Не столько наблюдает, сколько хранит. Соломон Волков. Диалоги с Иосифом Бродским
Они поссорят вас с народом,
Его любовь к вам охладят
И неминуемым исходом
Пред вами нас же обвинят! Е.Р
Лучший ответ
Леся Гений (77620) 12 лет назад
Поэзия Ахматовой для меня. наверное, навсегда останется загадкой В этих неподражаемых и всегда узнаваемых строках читается строгость и величие. та, что манит, притягивает к себе и так хочется, чтобы эти мимолетные мгновения встречи с поэзией продлились как можно дольше. но каждый раз, перечитывая стихи этой великой поэтессы, понимаешь, что под таинственной вуалью строгости и силы скрывается тонкая и хрупкая душа, познавшая так много печали и, наверное, потому ставшая такой величественной и прекрасной.
В стихах Ахматовой ярко читается голос женщины, но этот голос не льется, словно легкая и не знающая преград музыка, а доносится с глубины истерзанного сердца. Этот голос такой тихий и могучий одновременно проникает в наши сердца, задевая и обжигая наши сердца.

Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: "Довольно! "

Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!

Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.
Остальные ответы
Елена Зубкова Просветленный (24639) 12 лет назад
это порода людей чисто орнаментальная....
Елена ЗубковаПросветленный (24639) 12 лет назад
поднять сх или хотя бы дельный совет по обработке земельного надела дать сложнее чем делиться ссылками....
Похожие вопросы