Почему на шестиструнной гитаре в основном "испанский строй"? точнее почему именно такие струны?
в том смысле, что почему в испанском строе, используется именно ми, си, соль, ре, ля и ми. почему не другие какие-нибудь?
Возможностью играть обычные гаммы с минимальным движением левой рукой», а четыре пары квартовых интервалов создают «симметрию и понятность аппликатур». Про выделяющуюся большую терцию (соль - си) сказано, что хоть она и «нарушает аппликатуру хроматической гаммы, а, значит, и симметрию, но, с другой стороны, её использование облегчает игру некоторых часто используемых аккордов и гамм, и предоставляет больше простора для аппликатур».
Поэтому гитара настроена именно так, потому что так одновременно удобно с музыкальной и физической сторон.
Настройка третьей и второй струн (соль и си) на большую терцию сделала аппликатуру проще. Опустив эту верхнюю фа на пол тона до ми, мы получили чистую кварту между второй струной (си) и первой.
Известный преподаватель и бывший гитарист Television Ричард Ллойд писал, что скрипка и виолончель имеют квинтовый строй благодаря своим размерам, в то время как на крупномензурных инструментах (таких как, например, гитара) такой строй не всегда удобен.
«Гитара - это крупномензурный инструмент, который при игре находится на колене. И хотя виолончель по размерам превосходит скрипку, при игре её гриф располагается вертикально, что облегчает доступ к нотам. При игре на гитаре гриф находится по диагонали относительно играющего, кроме того, изгиб в запястье затрудняет растяжку пальцев. Поэтому лучшим способом настройки таких инструментов является квартовый строй, кварты находятся ближе. На гитаре, человек с обычным размером кисти может сыграть большую терцию мизинцем, при этом его указательный палец зажимает тонику. Разумно предположить, что на следующей струне должна быть кварта».
Ллойд так же отметил, что при полностью квартовом строе шестиструнной гитары получился бы гармонически диссонирующий строй EADGCF (снизу вверх). Вот вам и проблема - ми и фа отстоят друг от друга на пол тона, то есть они составляют очень резкий интервал - малую секунду. «Это ужасный интервал, он полностью всё омрачает» - писал Ллойд.
почему первая струна ми сложно сказать. наверно, это пришло от предков гитары - кифара, ситар и др. и сделано под средний по высоте человеческий голос. хотя и не факт
остальные струны (кроме третьей) звучат на 2,5 тона ниже. это сделано для того, чтобы все ноты были "рядом", чтобы можно было "дотянуться рукой"
например, на фортепьяно чтобы взять ноты на октаву выше, приходится немного сдвигать руку, на гитаре ноты в пределах двух октав можно взять на одной позиции, не сдвигая левую руку на другие лады.
если изменить хотя бы одну струну, конструкция аккордов измениться, станет непривычной.
а так в результате развития гитары аккорды стали наиболее "удобными"
у меня на шестиструнной гитаре строй дроп ля и 8 струны
можно перенастроить запросто те же струны в Drop D Drop C Open D и т. д. будет кельтский строй к примеру