ГАЛИНА
Высший разум
(2407234)
1 год назад
Стихотворение "О Муза! Я у двери гроба!» написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова. Стихотворение - жизненный итог и поэтическое завещание писателя. Опубликовано оно в "Отечественных записках"за 1878 г.
В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому образу свой поэзии – Музе
Cтихотворение Некрасова представляет собой монолог, точнее скрытый диалог с Музой. Именно с обращения к ней он начинает свое произведение и упоминанием о ней заканчивает его.
Этим стихотворением Некрасов подводит итог своему творческому пути. Если бы выпала такая возможность, он повторил бы его от начала до конца. Поэт – это не профессия, это состояние души, жизненный путь.. .
Настроение стихотворения торжественное, слог высокий.
Литературное направление и жанр - реализм;гражданская лирика.
Композиция стихотворения последовательная.
Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.
Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.
В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания.
Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.
Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма "у двери гроба". Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу. Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.
В основе стихотворения лежит противопоставление между классической (пушкинской) и реалистической (некрасовской) Музами.
Тропы и образы
Образ Музы – лейтмотив творчества Некрасова. Эпитеты, описывающие Музу – метафорические характеристики творчества.
Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным союзом (эпитеты) Это перекличка с пушкинским: "И долго буду тем любезен я народу".
Эпитет "кровный" отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: "Дело прочно, когда под ним струится кровь" («Поэт и Гражданин»). Кровный союз – это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.
Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передаёт с помощью метафоры: "людская злоба увеличит его вину "во сто крат".
⦁ Эпитеты: живой, кровный союз; бледная Муза.
⦁ Метафора: "не русский – взглянет без любви на музу в крови"; пусть увеличит во сто крат мои вины людская злоба".
⦁ Перифразы: честные сердца (честные люди), у двери гроба (перед смертью).
⦁ Олицетворение:кнутом иссеченная муза).
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка кольцевая.
Эрика Миллер
Мастер
(1700)
13 лет назад
Несмотря на популярность этого вопроса, по интернету гуляет только один анализ
Уже заканчивая свой жизненный путь, тяжело больной Некрасов вновь обратился к своей Музе (О Муза! наша песня спета и О Муза! я у двери гроба!) , воскрешая давние образы своей лирики. В стихотворении Музе (О Муза! наша песня спета) от интимного, личного тона (Приди, закрой глаза поэта... ) совершается переход к высокой патетике (На вечный сон небытия) , а все стихотворение венчается пронзительной лирической нотой:
Сестра народа - и моя.
Эти перемены интонаций, их богатство усиливают поэтическое волнение и делают необычайно задушевной тему прочного единства народа, поэта и его Музы. Муза, некогда названная сестрой молодой крестьянки, теперь осознана сестрой народа и сестрой поэта. Через нее поэт нашел дорогу к народу, а народ обрел своего поэта. Мучительная для Некрасова тема народного призвания получает в конечном итоге оптимистическое, но не лишенное трагизма разрешение. Когда-то Некрасов писал, что Муза не торопилась порвать с ним прочного и кровного союза. Теперь, накануне кончины, он подвел итог, возложив свои надежды на Музу:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, прочному союзу!
Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу.. .
P.S. Самой - лень писать, да и некогда (