Белла Коптенкова
Мыслитель
(7647)
13 лет назад
Напишу коротко - Септаккорд - это аккорд, состоящий из 4 - х звуков, строится на 7 - ой ступени гаммы - большая терция и 2 малых терции. Например, в "До мажоре" - соль, си, ре, фа. Разрешается септаккорд в большую терцию с утроенной тоникой - ми - до, до, до.
олег плиев
Знаток
(421)
13 лет назад
Септакко́рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые можно расположить по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда название аккорда.
С точки зрения классической европейской музыки добавление к трезвучию четвёртого звука делает весь аккорд неустойчивым и диссонирующим, поэтому септаккорды часто использовались для придания музыке динамизма, для движения в каком-либо направлении. В современной музыке, начиная с джазовой, септаккорды используются гораздо шире.
Составные звуки септаккорда называются основным, терцовым, квинтовым и септимовым тонами, в зависимости от того, какое место они занимают в сжатом расположении (то есть будучи расположенными по терциям) .
Виды септаккордов
По внутреннему строению
Септаккорды различаются по типам трезвучий, лежащих в их основе, и по виду септимы между двумя крайними звуками. По этому признаку различаются следующие основные виды септаккордов.
Название Трезвучие Септима Пример Обозначение
Большой мажорный мажорное большая до — ми — соль — си Cmaj7, CΔ
Малый мажорный мажорное малая до — ми — соль — си-бемоль C7
Малый минорный минорное малая до — ми-бемоль — соль — си-бемоль Cm7
Большой минорный минорное большая до — ми-бемоль — соль — си Cmmaj7, CmΔ
Малый уменьшённый
(Малый с уменьшённой квинтой) уменьшенное малая до — ми-бемоль — соль-бемоль — си-бемоль CmØ, Cm5-/7
Уменьшенный уменьшенное уменьшенная до — ми-бемоль — соль-бемоль — си-дубль-бемоль C°
Увеличенный
(Большой увеличенный) увеличенное большая до — ми — соль-диез — си C5+/maj7
По расположению на ладе
Доминантсептаккорд
Доминантсептаккорд — это малый мажорный септаккорд, строящийся на V ступени (доминанте) мажора и гармонического минора. В академической гармонии он обозначается как D7 (или V7).
Например, в тональности C-dur (V ступень — нота G) доминантсептаккорд будет иметь такой вид: G-H-D-F.
Разрешается он в неполное тоническое трезвучие (обычно без V ступени) с утроенным основным тоном. В до мажоре, например, доминантсептаккорд разрешится следующим образом: G-H-D-F — G-C-C-E. Часто для этой цели им заменяют трезвучие той же ступени, из-за его еще большей диссонации: G-H-D-F=>G-C-C-E вместо G-H-D=>G-C-E (V => I 4/6).
Доминантсептаккорд является акустически правильным диссонансом, так как состоит из первых семи гармонических созвуков. Аккорд наиболее ясно и сильно выраженного тяготения в тоническое трезвучие, его появление наиболее точно указывает тональность. Переход доминантсептаккорда в тоническое трезвучие является основанием для образования мажоро-минорной системы ладов и носит название разрешения доминантсептаккорда.
Обращение септаккордов
При переносе нижнего тона вверх на октаву последовательно получаются обращения септаккорда, которые называются:
* квинтсекстаккорд;
* терцквартаккорд;
* секундаккорд.