Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Пожалуйста помогите! "Обломов (Илья Ильич) как социально-психологический тип"

Анна Саввина Ученик (189), закрыт 13 лет назад
Лучший ответ
Алина Шарафутдинова Профи (582) 13 лет назад
Роман И. А. Гончарова "Обломов" — это роман социально-психологический, изображающий губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. “Обломов” появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность. Гончаров работал над этим произведением много лет. Роман был напечатан в 1859 году в журнале "Отечественные записки" и сразу привлек внимание читателей.
Гончарову, как мало кому еще, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным струнам “русской души”. Писатель создал героя, воплощающего, как ни странно, основные черты русского национального характера, хотя и в виде не самом приглядном, но вызывающем при этом любовь и сочувствие. Заслуга Гончарова состоит в том, что он раскрыл социально-исторические причины возникновения такого характера, как Обломов. Именно поэтому в романе важное место занимает изображение тех условий и той среды, в которых происходило формирование его героя.
Писатель с изумительной глубиной воспроизвел жизнь захолустной дворянской усадьбы, быт помещиков средней руки, их психологию, нравы, обычаи, воззрения. В главе "Сон Обломова" автор рисует неподвижность, усыпляющий покой и тишину "мирного уголка". "Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг"; "ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю"; "жизнь, как покойная река, текла мимо них" — такие фразы характеризуют жизнь героя и его окружения.
Такая жизнь порождала духовную нищету у обитателей Обломовки, узость интересов, бедность и примитивность психологии. Гончаров не раз указывает, что в жизни обломовцев важнейшее место занимали еда и сон. "Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке", — читаем мы в романе. Этой заботе был подчинен весь строй жизни. Свои примитивные потребности обломовцы удовлетворяли за счет подневольного труда крепостных. Это не могло не вызывать в них паразитическое отношение к жизни и отвращение к труду. Душевная и физическая лень, полная умственная бездеятельность — вот черты, характеризующие обитателей Обломовки.
Писатель рисует образ живого, любознательного мальчика и показывает вредное влияние на него обломовской системы воспитания. Родители ограждают Илюшу от труда, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем сознание превосходства над другими. Несмотря на свою косность, они понимали, что без учения их ребенку не получить чинов, крестов и денег. Поэтому, скрепя сердце, учили Илюшу у немца Штольца. Позже Обломов изучает науки в столичном учебном заведении, потом служит, но при первом же затруднении оставляет службу.
К 32 годам Илья Ильич Обломов превратился в "байбака", в существо апатичное и инертное, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем "голубиную кротость". Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Штольц упрекает Обломова: "В этом же углу лежат и замыслы твои "служить", пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатывания неистощимых источников".
Идейное противостояние Андрея Иваныча и Ильи Ильича — один из основных смысловых элементов “Обломова”. Последняя встреча двух друзей зеркально отражает их первую встречу в романе. Диалог их развивается в следующем обобщенном виде-, вопросы Штольца о здоровье, жалобы Обломова, укоры Штольца по поводу неправильного образа жизни, призывы к переменам Но существенно различается исход разговора: в начале романа Илья Ильич поддается на уговоры друга и выезжает в свет, в финале же он остается на насиженном месте.
Остальные ответы
Ксения Купцова Ученик (112) 13 лет назад
Главной жизненной заботой в Обломовке было хорошо поесть, и после этого так же хорошо поспать. Об обеде совещались целым домом, решали какое блюдо надо приготовить, и каждый старался "продвинуть" своё блюдо. После обеда все засыпали, кто где. Эти заботы привил «обломовцам» сам Илья Ильич.
Еда для «обломовцев» несёт не только физическое, но и моральное удовлетворение.
В Петербурге у Обломова мысли о еде возникали реже, так как его новым мечтанием была Ольга Ильинская. Он отошёл от старой жизни, и меньше уделял внимания еде, а больше внешнему виду. После женитьбы на Агафье Матвеевне его жизнь вернулась в прежнее русло, и мысли о еде снова стали навещать его голову.
Еда в произведении И. А. Гончарова «Обломов» играет не последнюю роль. Она является основным смыслом жизни героев романа, и поделать с этим они ничего не могут.
"Еда", во-первых, создает соответствующий исторический фон для функционирования героев (многие герои, такие как Тарантьев, Обломов, Штольц, Мухояров, любят поесть, Мухояров и Тарантьев видят в этом смысл жизни, еда для них ценностная категория, позволяющая судить о человеке) ; во-вторых, с помощью этих единиц показывается эволюция главного героя -Обломова - в материальной и в духовной сферах.
С помощью описания застольных бесед.. . автор раскрывает скрытность характера Мухоярова и эгоизм, расчетливость Тарантьева, а также показывает «взаимопонимание» Обломова и Штольца во время беседы на дне рождения Ильи Ильича и их духовную разобщенность через несколько лет после него, когда ухудшение питания заглавного героя романа было обусловлено «снижением его материального достатка.
Отношение к еде становится своеобразным показателем отношения к жизни, своего рода жизненной философией обломовцев» . «Обломовцы" не просто едят и пьют: их аппетит незаметно превращается в истинное гурманство, приготовление пищи - в виртуозное мастерство, а кухня - в своего рода храм. Однако несмотря на некоторое гурманство, гастрономические пристрастия обитателей обломовского мира просты и естественны, близки миру природы. Именно на уровне мотива "еды" проявляется существо обломовского мира — радость жизни, наслаждение ею. Тем самым мотив "еды" и его реализация в романе переводят действие романа с бытового уровня на бытийный.
Похожие вопросы