ГАЛИНА
Высший разум
(2407380)
13 лет назад
Грибоедов явился новатором не только в области языка, но и в композиции своей гениальной пьесы. Строя ее, он руководствовался прежде всего требованиями жизненной правды. Драматург ломает законы классицистской комедии и вводит в пьесу сцены и действующих лиц, важных не для развития любовной интриги, а для изображения избранной драматургом социальной среды, ее нравов (образы Репетилова, Загорецкого, Тугоуховских) . Катенин упрекал Грибоедова в том, что в его пьесе «сцены связаны произвольно» , но тот справедливо отвечал ему: «Так же как в натуре всяких событий, мелких и важных» .
«Горе от ума» , соблюдая три единства, сохраняет несомненную связь с классицистскими традициями. Но эта связь чисто внешняя. Все особенности классицистской драматургии здесь использоеяны в явно реалистических целях и подчинены верному изображению избранных драматургом лиц и событий. Грибоедов, нисколько не греша против жизненной правды, ограничил происшествия пьесы (тайное свидание Софьи с Молчалиным, возвращение Чацкого из путешествия, бал у Фамусовых) одними сутками. Так могло быть. Событие, положенное в основу «Горя от ума» , драматург осложнил многочисленными вставными эпизодами, превратившими пьесу в многостороннюю картину тогдашней жизни не только Москвы, но и всей страны.
Обилие монологов, которые произносит Чацкий, обусловлено смыслом этого образа. Пушкин, сочувствуя Чацкому, «пылкому, благородному и доброму малому» , в письме к А. А. Бестужеву заметил: «Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно» .
Композиция «Горя от ума» строится как столкновение двух непримиримых идейных позиций — прогрессивных и реакционных. В пьесе органически переплетены два сюжетных конфликта — любовный (Софья — Молчалин — Чацкий) и социально-политический (Чацкий в «противуречии» с фамусовским обществом) . При этом и любовная линия, на что мало обращают внимания, превращается в социальную. Великолепное драматургическое мастерство Грибоедова сказалось в том, что он, сохраняя жизненное, органическое единство любовно-бытового и социально-политического сюжетных конфликтов, весьма тонко, искусно подчинил первый второму.
Оригинальность построения «Горя от ума» во многом определяется тем, что в центре ее событий все время находится пламенный Чацкий, любящий Софью и ненавидящий ее окружение. Его глубокая эмоциональность окрашивает, а точнее сказать, пронизывает всю пьесу высоким лиризмом. Но этот лиризм все время переплетается с сатирическим смехом.