В каких произведениях говорится об авторитете человека? автор, кто герой и в чем заключается
Авторитет - это положительная оценка личности другими, мера ценности человека в глазах других. Таким авторитетом в глазах молодого Кирсанова является Базаров, в глазах Гекльберри Финна - Том Сойер, в глазах пиратов - Джон Сильвер. Наиболее распространенный пример - авторитет командира в глазах солдат, без которого невозможна армейская дисциплина.
В произведение Н. В. Гоголь « Тарас Бульба» главный герой Тарас Бульба имел большой авторитет в своём кавказском войске также для своих сыновей он был авторитетом.
Своеобразная концепция личности в ранних произведениях писателя связана с идеей сильного, гордого, свободного, не зависимого ни от кого человека. Мотив “ненависти к страданию”, нетерпимости по отношению к участи покорных, жалующихся и жалостливых страдальцев - основной в ранних произведениях Горького. Эта позиция явно противоречит позиции Толстого и Достоевского - заступников “униженных и оскорбленных”. .
В “Песне о Соколе” Горький романтически связывает силу личности с ее стремлением к абсолютной свободе: Сокол не мог прожить и нескольких минут без неба, без борьбы (“О, если б в небо хоть раз подняться!. . Врага прижал бы я.. . к ранам груди и.. . захлебнулся б моей он кровью!. . О, счастье битвы!.. ”) и, истекая кровью, бросился со скалы, чтобы еще хотя бы несколько секунд побыть в небе. Писатель явно симпатизирует гордой, свободной птице: “Пускай ты умер!. . Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! ”
В рассказе “Макар Чудра” Горький также воспевает и превозносит выше всего остального в человеке независимость и гордость. Радда и Лойко стремятся быть вольными, как ветер. В этом их сила, но это и обрекает их на одиночество и невозможность счастья. Они становятся рабами своего свободолюбия, они готовы отдать за свободу и независимость жизнь, но утрачивают способность жертвовать даже ради людей, любимых ими. Это приводит к гибели обоих героев. Истинно свободный человек только так и мог реализовать себя в любви, как это сделали Лойко и Радда. Абсолютная свобода - вот смысл жизни, вот в чем состоит сила человека в понимании раннего Горького.
Но в более позднем своем произведении - рассказе “Старуха Изергиль” - Горький задумывается над нравственным содержанием силы и свободы личности, ее долгом перед жизнью, людьми.
В рассказе “Старуха Изергиль” показаны три проявления сильной, свободной, красивой и гордой личности: Ларра, сама старуха Изергиль и Данко.
Вечная, но абсолютно одинокая жизнь получеловека Ларры, олицетворяющего высшее развитие гордости и вольнолюбия (в человеке они просто не могли бы так проявиться) , стала проклятием для него самого и для людей.
Старуха Изергиль исповедовала, казалось бы, главную ценность жизни - любовь, но в судьбе Изергиль любовь - прежде всего эгоистическое наслаждение, испепелившее эту некогда прекрасную женщину и ставшее “чумой” для ее возлюбленных. Она была подчинена этой страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, но искала только любви, а когда любовь проходила, то человек как бы для нее умирал: “Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с покойниками”. Она даже жертвует, но жертвует больше для себя и не радостно, а с горечью мстит обидевшим ее.
И лишь личность Данко открывает идеал истинно сильного и свободного человека. В Данко сочетаются и гордость (“У меня есть мужество вести вас, вот поэтому я и повел вас! ”), и любовь к людям. Вероятно, такое слияние и делает человека свободным. Он желает свободы для всех, а его сердце сгорает во имя народа, предавшего его.
Если в ранних произведениях Горького человек предстает гордой, свободной личностью, то в более позднем творчестве писателя все большее место отводится простым, обычным людям.
В пьесе “На дне” Горький ставит и пытается решить проблему: что есть человек и чего он достоин - горькой, жесткой и жестокой правды или сладкой, утешающей лжи - “мякиша для беззубых”?
Своей пьесой автор хотел напомнить человеку о его высоком предназначении.
Знакомя читателей с обитателями ночлежки, Горький рисует удручающую картину прозябания людей: бедность, страдания, одиночество, безысходность и бесперспективность их существования, которая особенно остро ощущается, когда они начинают говорить о своих мечтах.