ИКЭБАНА — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икэбана — это «цветы, которые живут» . В европейском искусстве составлением букета демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икэбаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икэбане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения — композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части стремятся к пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские мастера икэбаны стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя-тремя веточками и уделяя особое внимание самым простым и скромным растениям. Этот вид искусства, зародившийся в Индии и проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил широкое распространение в этой стране и стал играть значительную роль в культурной жизни ее общества. Именно в Японии икэбана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни. Растительный материал — собственно аранжировка ветвей, цветов и трав — конструируется в икэбане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икэбаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов — «ветвей» . Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икэбаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами. Японские теоретики искусства икэбаны выработали семь основных параметров, по которым анализируются произведения мастеров этого искусства. Это соотношения: 1) растений и сосуда; 2) сосуда и подставки; 3) цветов и фона; 4) цветов между собой; 5) формы цветов и формы сосуда; 6) цветовые отношения в композиции; 7) относительная позиция растений в икэбане. Сама природа учит японца ценить мгновение, поэтому важна не техника построения икэбаны, а душевная тренировка.
Каждый всенародный праздник в Японии предполагает свою икэбану. Так, в марте, в День девочек, или День кукол, цветочные аранжировки отличаются особой нежностью и свежестью. В них обязательны ветки распустившегося персика, который сравнивается с красотой и нежностью девочки. К персику обычно добавляют цветы белой лилии - как символ совершенства женщины. Аранжировкой с включением дуба, олицетворяющего стойкость характера, а также цветов и листьев ириса - знак мужественности, достоинства и чести юноши, - отмечается в мае День мальчиков. Для новогодних композиций характерно сочетание трех цветов: красного, зеленого и белого. В них непременно присутствуют сосновые ветки, белые хризантемы, лилии. Свадебные композиции включают, кроме цветов, сосну и бамбук, олицетворяющий жизнестойкость и молодость.
Для икэбаны можно использовать любое количество растений. Иногда бывает достаточно поставить в вазу 1-2 цветка, листок или веточку, чтобы получилась законченная миниатюра. Такими скромными, лаконичными композициями оформляют помещения, где происходят чайные церемонии. В интерьерах Т общественных зданий, в залах, на выставках ставят большие и сложные аранжировки с использованием крупных веток, стволов и коряг. Можно обойтись без роскошных, дорогих цветов, чтобы получилась красивая икэбана. В дело идет любой растительный материал, имеющийся под рукой. Используются самые простые цветы, даже сорняки. Пригодными оказываются и ветки с плодами, семенные коробочки, колосья, сухие ветки, замшелые сучья.
Поскольку идея выражения непрерывности жизни одна из основополагающих в японском искусстве, цветочная композиция не считается хорошей, если в ней так или иначе не выражено течение времени. Например, о прошл