
ТОСОЛ. Кто его придумал? Какой состав?

Тата Просветленный (34919), закрыт 13 лет назад
Лучший ответ
нопасаран Просветленный (25173) 13 лет назад
Все началось с АвтоВАЗа.

ВАЗ - Волжский автомобильный завод находится в бывшем г. Ставрополе Куйбышевской области. Этот город в 1964 году был переименован в г. Тольятти в честь Пальмиро Тольятти - одного из основателей итальянской коммунистической партии.

Строили ВАЗ вместе и под руководством итальянцев, потому что наши родные "Жигули" - это аналог итальянского "Фиата". А раз автомобиль - аналог, то и вся используемая автохимия должна быть аналогична. В частности, и охлаждающая жидкость - антифриз для системы охлаждения двигателя.

В то время, а может быть и до сих пор, в системе охлаждения "Фиата" использовался антифриз под названием "Парафлю"- красивая желто-зеленая высококачественная охлаждающая жидкость на водо-гликолевой основе.

Наша отечественная промышленность тогда еще выпускала один-единственный антифриз на той же основе, как называют его наши специалисты, "антифриз по ГОСТ 159".

Проведенные в Италии испытания "антифриза по ГОСТ 159" показали, что он не соответствует качеству итальянского "Парафлю": интенсивная коррозия металлов, обильное вспенивание, низкий запас щелочности.

Был нужен новый качественный антифриз для наших новых "Жигулей".

В Государственном Союзном НИИ органической химии и технологии 3 года шла работа по созданию новой рецептуры охлаждающей жидкости. Целых три года химики творили, изобретали, анализировали, проверяли, огорчались неудачам и радовались успехам.

Наконец, сотрудниками отдела "ТОС" ("ТОС" - сокращенно - технология органического синтеза) была разработана новая рецептура и технология охлаждающей жидкости. После длительных проверок и перепроверок дома были проведены расширенные испытания в Турине. И "Ура! " наш антифриз не уступает итальянскому "Парафлю" и рекомендован для использования в "Жигулях"!

Теперь этот антифриз все мы знаем как ТОСОЛ. Слово "тосол" придумал один из авторов этого антифриза - В. Н. Кирьян. Оно образовано из: "ТОС" - название отдела, где работали создатели рецептуры, и "ОЛ" - по химической номенклатуре веществ это окончание показывает, что речь идет о спирте (этиленгликоль - это двухосновный спирт) . Для примера: "этанОЛ" - этиловый спирт, "этан-1,2-диОЛ" - этиленгликоль.

Были созданы три марки антифриза:

* "Тосол-А" - антифриз-концентрат. Буква "А" означает - "автомобильный".
* "Тосол-А40" - охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не выше минус 40°С.
* "Тосол-А65" - охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не выше минус 65°С.

Через несколько лет в том же отделе того же института была усовершенствована технология получения автомобильных "Тосолов" и появилась новая марка "Тосол-АМ". Буква "М" означает "модернизированный".

Необходимо добавить, что с того времени многие технологические жидкости, разработанные в отделе "ТОС" для различных отраслей нашей промышленности, стали называться "Тосол". Например, была создана замечательная закалочная жидкость, которая до сих пор используется на КамАЗе - "Тосол-К", или негорючая гидравлическая жидкость "Тосол-НГЖ", или смазочно-охлаждающая жидкость "Тосол-ОИЗ" - эти жидкости тоже еще "живут" на ВАЗе, и др.

Тосол, применяемый в системе охлаждения автомобилей, является многокомпонентным продуктом. Изготавливаются тосолы на основе этиленгликоля (высшего спирта) , и обязательно должны содержать «присадки» – специальные добавки, обеспечивающие защиту металлических и резиновых деталей системы охлаждения от коррозии, набухания и других неприятностей. Присадки предотвращают износ двигателя. От процентного содержания присадок зависит показатель щелочности тосола. Щелочность определяется опытным путем: какое количество раствора соляной кислоты уходит на нейтрализацию тосола. ГОСТ 28084-89 требует, чтобы уровень щелочности охлаждающей жидкости был не ниже 10 см3 (на фильтрацию раствора уходило не менее 10 см3 соляной кислоты) . Чем больше в тосоле присадок – тем выше уровень щелочности
Остальные ответы
sprier Мыслитель (5754) 13 лет назад
этиленгликоль и кажется ещё что-то
Сергей Косарецкий Гуру (3107) 13 лет назад
основа - этиленгликоль с водой плюс пакет присадок. по некоторым сведениям изначально тосол делался с использованием импортного пакета присадок и являлся полным аналогом антифриза G-11, потом все пошло как всегда - рацпредложения, экономия и т.п.
в результате сейчас под названием "тосол" можно купить все что угодно - вплоть до подкрашенной синькой воды из-под крана...
Sergey Sh. Мастер (1356) 13 лет назад
а ты выпей! тут же вкуришь че там и как!!!
Мэдди Мудрец (19018) 13 лет назад
Охлаждающая, низкозамерзающая жидкость на основе этиленгликоля. Применяется в системе охлаждения автомобильных двигателей всех типов, дорожной, строительной техники. Применятся также в бытовых системах обогрева.

Слово "тосол" придумал один из авторов этого антифриза - В. Н. Кирьян. Оно образовано из: "ТОС" - название отдела, где работали создатели рецептуры, и "ОЛ" - по химической номенклатуре веществ это окончание показывает, что речь идет о спирте (этиленгликоль - это двухосновный спирт) . Для примера: "этанОЛ" - этиловый спирт, "этан-1,2-диОЛ" - этиленгликоль.

http://www.tosol.ru/his_opt.shtm
http://www.himavto.ru/story_tosol?PHPSESSID=1f74814550997b554f6ab51ed4c7fc2c
"ОТКУДА ПРИШЕЛ ТОСОЛ"
http://www.tosol.ru/what.shtml