Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Запороть. Нужны ли кавычки?

Гуру (4085), закрыт 6 лет назад
Запороть:
1.убить с помощью порки розгами ◆ ― Как посмел ты князя толкать? Велю, поганый, плетьми запороть! ― И он с силой ткнул стражника кулаком в лицо. Виталий Губарев, «Преданье старины глубокой», 1960-1980 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
2.перен., разг. то же, что испортить; привести в негодность ◆ Не лезь, всё дело запорешь! ◆ Та же участь постигла и Баттона, который за полтора часа тренировок умудрился запороть два мотора Renault. Владимир Маккавеев, «Гран При Венгрии: дорога счастья» // «Формула», 15 октября 2001 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы).
Разве не нужны кавычки, если применяешь это слово в переносном смысле?
Лучший ответ
В словарной статье, как можно заметить, кавычек нет ни в каком смысле. И они его не проясняют. Кавычек, на самом деле, в жизни требуется гораздо меньше, чем их используют. А смысл, прямой или переносный, проявляет контекст.
Комментарий удален
По этому поводу Грамота.ру советует "ориентироваться на словарные статьи в толковых словарях русского языка: если слово (словосочетание) в них уже зафиксировано, следовательно, значение не является непривычным и кавычки не нужны" http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=kav http://www.evartist.narod.ru/text1/54.htm#з_01
Комментарий удален
Екатерина Васильева Гуру (4085) Хм... Хитро. Но, на мой взгляд, это обеднит нашу речь.
Остальные ответы
1. Думаю, что, употребляя в переносном смысле, следует применять кавычки:
...который за полтора часа тренировок умудрился "запороть" два мотора Renault.
А вот, используя прямую речь персонажа, можно обойтись без кавычек, когда очевидно, что это слово является обыденным для данного человека (это так логика мне подсказывает) .
2. В то же время вполне возможно, что в последнее время грамматические нормы в этом плане изменились и вполне допустимо слова в переносном смысле употреблять без кавычек. Я, к сожалению, про современные изменения в орфографии, орфоэпии, стилистике ничего не знаю, хотя они наверняка есть.
Язык развивается.
1-е прямое значение уже давно вышло из реального употребления, а переносное давно стало фактически единственным. Так что кавычки не нужны.