Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Кто знает Роль работы в методологии научного познания? Роль работы в методологии научного познания

Екатерина Таушканова Знаток (285), на голосовании 12 лет назад
Голосование за лучший ответ
Liudmila Sharukhia Высший разум (184659) 12 лет назад
Методология - философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике. В методологии выявляются две взаимосвязанные функции:
1 обоснование правил применения мировоззрения к процессу познания и преобразования мира;
2 определение подхода к явлениям действительности.
Первая функция общая, вторая - частная. Общая функция базируется на обобщении системы взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем. В зависимости от совокупности научных, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений обобщенная система взглядов может носить идеалистический или материалистический характер.
Любой метод даже самый важный - лишь один из многих факторов творческой деятельности человека. Последняя не ограничивается только сферой познания и не сводится лишь к логике и методу. Она включает в себя и другие факторы - силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т. д. Таким образом, любой метод не есть нечто бессубъектное, внечеловеческое, он замыкается на реальном человеке, включает его в себя как свое субстанциальное основание. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям критериям. Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной в том числе научной и методы практической, материальной деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер. Что касается методов науки, то оснований их деления па группы может быть несколько. Методология не может быть сведена к какому-то одному, даже очень важному методу .Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их механическое единство . Методология - сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д. Под теорией в широком смысле слова имеется в виду система достоверных представлений, идей, принципов, объясняющих какие-либо явления. Деятельность людей в любой ее форме научная, практическая и т. д. определяется целым рядом факторов, Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует
субъект или на что она направлена объект, но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода. Метод греч способ познания - в самом широком смысле слова - путь к чему-либо, способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие методология имеет два основных значения система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности в науке, политике, искусстве и т. п. учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Похожие вопросы